Найти тему
МультКино

Disney Pixar «Душа»: взгляды Платона и современный поворот

В мультфильме Pixar показывает традиционные представления о душе, но в духе современного времени. Их позиция наиболее близка к взглядам Платона.

Кадр из м/ф "Душа"
Кадр из м/ф "Душа"

Идеи о душе были сильными на протяжении всей истории религии и философии. До 19 века, большинство людей считало существование душ само собой разумеющимся. С появлением современной психологии, это убеждение потеряло свою правдоподобность, и сегодня оно в значительной степени отсутствует в академических философских и даже теологических трудах.

В своей концепции души Pixar обращается к некоторым из самых влиятельных идей западной интеллектуальной истории, но безошибочно в духе 21-го века.

Душа уходит от умирающего и отправляются в великое ПОСЛЕ. Души нематериальны - еще один принцип философии Платона, - хотя в фильме они, по понятным причинам, не невидимы. Другой принцип философии Платона – реинкарнация душ. Для философа душа бессмертна и после смерти перевоплощается. В мультфильме Pixar реинкарнация возможна даже для разных видов, так Джо на какое-то время входит в тело кошки.

Кадр из м/ф "Душа"
Кадр из м/ф "Душа"

На этом параллели с философией Платона не заканчиваются.

Джо Гарднер не желает мириться с его уходом от земной жизни, и большая часть фильма посвящена его попыткам вернуться к прежней жизни. Для Платона это означало бы, что Джо был плохим человеком, неспособным отвлечься от материальных удовольствий. Однако в фильме именно это желание делает Джо замечательным.

Его спутница, еще не родившаяся душа, представленная только под номером 22, из-за его непоколебимой воли вернуться на Землю узнает больше о жизни от Джо, чем от душ Ганди, Эйнштейна и Юнга, которые ранее учили её. В мире Нью-Йорка 21-го века, в который эти двое попадают через необычайную серию событий, у 22 внезапно возникает жажда жизни после того, как она испытала простые радости жизни - от еды пиццы до наблюдения за падающими семенами клёна.

Кадр из м/ф "Душа"
Кадр из м/ф "Душа"

Все это не имело для Платона особого смысла. Скорее, фильм опирается на современные идеи о жизни как достойной, чтобы жить по ее правилам. Конечная «цель» души - быть «искрой», несущей простой дар жизни.

Вывод Джо из своего опыта бестелесной души состоит в том, чтобы смаковать каждый оставшийся момент земной жизни. И даже 22 охватывает ценность жизни, несмотря на её риски и ограничения.

Эти идеи хорошо известны у философов-романтиков и философов-экзистенциалистов XIX и XX веков. Фридрих Шлейермахер (1768-1834) насмехался над понятием личного бессмертия как нелепым желанием увековечить собственное жалкое существование. Вместо этого он постулировал идею «бессмертия в этот момент».

Урок, который Джо извлекает и хочет донести его зрителям, довольно схож с идеей Фридриха Шлейермахера, но представлен в духе современного времени.

Спасибо за внимание! Оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал!

Читайте также:

Disney Pixar «Душа»: чей взгляд воплотили создатели фильма

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц