Найти в Дзене
Remont1969

На мотоцикле с ветерком. Archdeacon-Buchet Aéro-motocyclette. 1906.

Аэромотоцикл был построен во Франции в 1906 году. Напрямую эта машина не связана с военной историей, кроме того, что транспортным средством управлял Алессандро Анзани (Anzani), в будущем пионер в авиационном двигателестроении, моторами его фирмы были вооружены боевые самолеты Первой мировой. Рассказ о Archdeacon (Buchet) Aéro-motocyclette в этом материале.

Archdeacon (Buchet) Aéro-motocyclette/Аэромотоцикл Арчднйкна

Страна: Франция

Год выпуска: 1906

Кол-во выпущенных: 1

Производитель шасси: Alcyon

Масса: 70 кг

Двигатель: Moteurs Buchet, 726 см3, 4,5 л.с.

Эта статья входит в цикл материалов о наземной технике с пропеллерным движителем на военной службе в Первую мировую войну. Предыдущую статью цикла можно почитать здесь- Кабина с пропеллером. Фердинанда Фербера.1905 год. Стенд для испытания пропеллеров.

17 декабря 1903 года в небо поднялся и чуть-чуть пролетел в Америки первое транспортное средство с мотором - Флайер братьев Райт. Интернет в 1903 году не было и новость не так что бы очень быстро проникала, тем более что планеры вполне неплохо летали уже тогда. До Европы демонстрационные полеты не дошли и к лету 1905 года. В Европе первый полет был совершён в Париже только 13 сентября 1906 года бразильским изобретателем и первопроходцем Сантос-Дюмоном. Но это не значит, что в Европе просто все ждали, что произойдет. Идей было много и много было энтузиастов, которые толкали дело авиации вперед. Одним из таких энтузиастов был Эрнест Арчдейкн ( Ernest Archdeacon*, транскрипция имени с французского может быть неправильной, знающие французский поправьте, если что не так). Эрнест Арчдейкн был сторонников развития техники во всем её многообразии, участвовал в автомобильных гонках, в 1898 году основал Аэроклуб Франции (Aéro-Club de France). Вот для изучения вопроса возможности полета с двигателем он и стал инициатором создания двухколесного мотоцикла с пропеллером, как движителем.

Эрнест Арчдейкн ( Ernest Archdeacon - крайний слева беседует с Алессандро Анзани (Alessandro Anzani) - крайний справа. На алюминиевой лопасти видны отверстия для облегчения под перкалевой оболочкой.
Эрнест Арчдейкн ( Ernest Archdeacon - крайний слева беседует с Алессандро Анзани (Alessandro Anzani) - крайний справа. На алюминиевой лопасти видны отверстия для облегчения под перкалевой оболочкой.

Создавая свой аэро-мотоцикл Эрнест Арчдейкн ставил перед собой цель проверить возможность использования воздушного винта, как движителя, способного создавать тягу. Для 1905 года, когда и мотоцикл был большой редкостью посадить за руль такого "стенда" можно было только самого крутого гонщика. А в 1905-м лучшим гонщиком в Европе был итальянец Алессандро Анзани, который участвовал в гонках на мотоцикле фирмы Alcyon с двигателем фирмы Buchet. Именно на мотоцикле Alcyon-Buchet в 1905-м году Анзани стал "Чемпионом мира", хотя конечно никаких чемпионатов мира в прямом смысле этого слова то время не проводилось, Анзани показал среднюю скорость больше 84 км/час в многодневной гонке. В том же году на двухцилиндровом Альционе с двигателем Буче Алессандро Анзани добился средней скорости больше 92 км/час.

Анзани на мотоцикле Alcyon с двигателем Buchet
Анзани на мотоцикле Alcyon с двигателем Buchet

Именно этот двигатель и этот мотоцикл решил использовать Эрнест Арчдейкн для реализации своего проекта. Не чуждый инженерной работы Анзани активно ему помогал в переделке мотоцикла. Двигатели Буче были в то время одними из лучших и активно использовались создателями мотоциклов во Франции. V-образный двухцилиндровый двигатель с рабочим объемом 726 см3 имел алюминиевый картер и стальные цилиндры размерностью 76х80 мм выдавал 6 л.с. при 1800 об/мин. В отличие от базового мотоцикла двигатель развернули поперек. От выходного вала приводился вал пропеллера через ременную передачу с отношением 2:1. Полутораметровый вал пропеллера крепился в специальной раме с использованием шарикоподшипников. На конце вала устанавливался алюминиевый двухлопастной винт диаметром 1,45 метра. Для облегчения мотоцикла в лопастях и шкиве просверлили множество маленьких отверстий. Полная масса "аэромотоциклета" составила 70 кг.

Конструкция первого варианта. Карбюратор и бак остались на старом месте. Буквами обозначены: A) вал пропеллера; B) рамка поддержки вала пропеллера C) рама мотоцикла; E) шкив ременной передачи на валу пропеллера для V-образного ремня; F) тормоз; G) руль; H) подножка; M) Buchet двигатель; R) Бензобак; S) Опора двиагтеля; V) колесо для начала работы двигателя; a и b) управление зажиганием c) сумма для батареи зажигания.
Конструкция первого варианта. Карбюратор и бак остались на старом месте. Буквами обозначены: A) вал пропеллера; B) рамка поддержки вала пропеллера C) рама мотоцикла; E) шкив ременной передачи на валу пропеллера для V-образного ремня; F) тормоз; G) руль; H) подножка; M) Buchet двигатель; R) Бензобак; S) Опора двиагтеля; V) колесо для начала работы двигателя; a и b) управление зажиганием c) сумма для батареи зажигания.

После предварительных испытаний конструкция аэромотоциклета была изменена. Ввели сцепление и убрали "штурвал запуска", который во время работы вращался прямо перед лицом водителя, бензобак перенесли в район сиденья, карбюратор заменили и установили за двигателем. Испытания аэромотоциклета стали поворотными в жизни мотоциклиста Алесандро Анзани. Еще немного погоняв на мотоциклах с моторами Буче, в том числе и на трехцилиндровом с картером от Буче. Но после того, как в рейдовых гонках появились мотоциклы от Пежо, имевшие рейсовую скорость за 100 км/час, Анзани решил заняться выпуском двигателей для самолетов и первые двигатели были 3-х цилиндровые W и Y типов, построенные во многом по образцу моторов от Buchet. В июле 1909 года двигатели Anzani стоял на самолете Луи Блерио Type XI во время первого полета человека через Ла-Манш.

Анзани на мотоцикле с трехцилиндровым двигателем Buchet
Анзани на мотоцикле с трехцилиндровым двигателем Buchet

11 или 12 сентября 1906 года Анзани и Эрнест Арчдейкн начали испытания стенда-мотоцикла в Ашере недалеко от Парижа. Для испытаний перекрыли узкую сельскую дорожку Франция. Днем Анзани на узкой с обоих сторон обсаженной деревьями дороге проехал дистанцию в 1 км за 45,4 секунды со средней скоростью 79,295 км/ч. Летчик-испытатель отметил, что аэромотоцикл плавно и быстро разгоняется до максимальной скорости.

-6

Разрекламированная поездка Анзани должен был показать, что пропеллер может создавать достаточную тягу, чтобы обеспечить полет летательного аппарата тяжелее воздуха. Спустя чуть больше месяца после того, как испытали аэромотоцикл, Альберто Сантос-Дюмон на своем 1Santos-Dumont 14-bis совершил первый в Европе полет на летательном аппарате тяжелее воздуха. Представить себе применение мотоцикла с пропеллером в мирной или даже военной жизни просто невозможно. Даже если отбросить опасность вращающегося винта, который например можно было бы заключить в кольцевую защиту, поток воздуха от винта поднимал бы пуль, песок вверх, и на дороге оставался бы только один гонщик - на этом самом аэромотоциклете. Но тем не менее поставленная задача была решена было доказано, что такая конструкция может создавать тягу и значит может использоваться для создания самолётов,

Эрнест Арчдейкн ( Ernest Archdeacon) с Алессандро Анзани (Alessandro Anzani перед началом испытаний на узкой дороге.
Эрнест Арчдейкн ( Ernest Archdeacon) с Алессандро Анзани (Alessandro Anzani перед началом испытаний на узкой дороге.
Эта статья входит в цикл материалов о наземной технике с пропеллерным движителем на военной службе в Первую мировую войну. Следующую статью цикла можно почитать здесь- Французские военные аэромобили. Aérosable "La Sauterelle". 1908. С ветром по пескам

Источники:

https://oldmachinepress.com/2016/08/20/archdeacon-buchet-aero-motocyclette/

http://www.douglas-self.com/MUSEUM/TRANSPORT/propbike/propbike.htm

http://zhumoriste.over-blog.com/article-l-heritage-d-elie-buchet-4eme-partie-112414375.html