Одним из наиболее известных маркеров, указывающих на грядущую политическую катастрофу, является усиление социального и экономического расслоения в обществе. Однако в этом случае надо отметить то, что разрыв между доходами различных слоев населения опасен не сам по себе. Он опасен тем, что создает различные образы жизни у элит и у населения.
Различия в обыденной жизни разных страт общества разрушает единую идентичность всех членов общества. Это, в свою очередь, разрушает всю систему властных отношений, для существования которой необходимо чувство общей сопричастности к определённой социальной общности.
Нормативные представления массовых слоев и нижних классов общества допускают значительный разрыв в доходах граждан, который обусловлен тем, что исполнение различных социальных ролей предполагает получение разного вознаграждения.
Тем не менее, неравенство в обществе, которое вызвано различием в социальных статусах и ролях, имеет определённые границы. Выход за их пределы приводит к тому, что и «низы», и элиты перестают воспринимать друг друга как единое целое. В этой ситуации на начальном этапе возникает взаимное восприятие друг друга как «мы» и «они», появляется высказывания у элиты как «эта страна», «этот народ» и т. д.
На следующих этапах разрыв социальных связей между элитами и народом начинает выражаться в форме несотрудничества и неподчинения. На последней стадии элиты отторгаются низшими стратами общества. В этой ситуации может начаться бунт, который является активной фазой насилия «социальной периферией» по отношению к политически доминирующим классам.
«Относительная социальная депривация», вызванная нарушением границ «субъективных норм социальной справедливости» приводит к несотрудничеству и к неподчинению существующей политической власти. Этот феномен описан Т. Гарром в своем труде «Почему люди бунтуют», который стал классикой нашего времени.
Надо отметить то, что Т. Гарр рассматривает последнюю фазу разрушения общества, при которой проявляется насилие в своих различных формах. Тем не менее, основания власти разрушаются медленно, в скрытой форме, что создает иллюзию политической стабильности в обществе и эффективность механизмов его политического управления.
На этом фоне, как всегда внезапно ("никогда такого не было и вот опять" В. Черномырдин), происходит политическая катастрофа, которая разрушает государство и социальную структуру общества, превращая элиту в простую совокупность физических лиц.
Таким образом, важным индикатором надвигающейся политической катастрофы является социальная депривация, т.е. отсутствие возможности удовлетворять свои социальные, материальный и духовные потребности. Она имеет психологические основания и возникает вследствие уверенности нижних слоев общества в несправедливости социальных порядков, тогда, когда потребление социальных и материальных ресурсов элитами выходит за рамки допустимых пределов неравенства.
А. Л. Сафонов, докт. философ. наук, канд. техн. наук, доц., проф. МГОУ
А. Д. Орлов, канд. техн. наук
Начало: статья "Социальная философия в "эпоху перемен" .
Предыдущая статья: "Фрагментация элит и ее маркеры".
Продолжение следует.
Публикация является популярной версией нашей статьи «Социальные маркеры политических катастроф».
Вы можете ознакомиться с другими нашими трудами:
" Новая социальная теория и принципы ее построения (глобализация и основные механизмы развития общества) " и " Этнос и глобализация (этнокультурные механизмы развития современных наций) ".