- Наверное, лучшими результатами могла похвастаться 2 . заамурская железнодорожная бригада , которой командовал генерал-майор Михаил Викторович Колобов. (В Первую мировую войну эта бригада входила в состав отдельной Заамурской бригады пограничной охраны, задачей которой было содержание и охрана предприятия китайско-Дальневосточной железной дороги. В начале войны часть бригады была переброшена на запад и включена в сводки русских войск как и 2. Заамурская железнодорожная бригада. ) Постройку серийных бронепоездов ей обеспечивали 4. роти и 2. батальона, возглавляемый капитаном Данилиным , и то в Главных железнодорожных мастерских Юго-Западной железной дороги в Киеве . Со строительством первых пяти бронепоездов, построенных по заранее подготовленным проектам, было начато уже в конце июня месяца. Речь шла о четырех стандартизированных бронепоездах," Хунхуз " по проекту генерала Колобова, и бронепоезде под названием " Генерал Анненков " (генерал Михаил Николаевич Анненков (1835-1899 ) был важной фигурой в истории русского завоевания Туркестана в 19 в. Он был строителем маршрута стратегической Транскаспийской железной дороги через территорию современного Туркменистана , что позволило в 1881 году нанести кровопролитное поражение туркам у крепости Геок-Тепе , лежащей в 28 милях к северо-западу от Ашхабада . Известную роль он сыграл в 1885 году в афганском кризисе, когда едва не разразилась война между Великобританией и Россией . ) построил по проекту штабс-капитана Пилсудского для 8-го железнодорожного батальона. Строительство шло невероятно быстро, до завершения строительства поезда типа Хунхуз хватило всего 16 дней
Бронепоезд " Хунхуз ", который солдаты с Дальнего Востока называли по имени своих бывших противников, грозных китайских бандитов, воевавших в 1900-1905 годах, был допущен к погрузке 1.9.1915 года. Состоял из бронепоезда двух двухосных боевых бронированных машин. Оба были внутри разделены на две части – вращающуюся орудийную башню и пулемётный каземат. Пулеметное вооружение каждой машины состояло из 12 австрийских тяжелых орудий типа Schwarzlose M. 7/12 , по 5 в башне с каждой стороны и по 2 в башне, размещенных по оси машины за орудийной башней. (Для первых двух поездов этого типа пулеметы могли располагаться в башенках, чтобы стрелять только по оси вагона через башню, с двух других, благодаря применению специальных спонтанных орудий даже до бедер. ) Охлаждением пулеметов при стрельбе служило специальное распределение воды, ведущее от тендера паровоза к радиатору каждого из них. Для пулеметов тогда было принято в поезд в общей сложности 150 600 патронов, из которых 1 500 штук ( 10 полосок ) хранится в качестве аварийного запаса в специальных шкафчиках для каждого оружия. Пушечная башня, расположенная в передней части машины, была смонтирована на карусели и сконструирована так, что ее мог вручную вращать только человек, и это при том, что она весила 1 920 кг. Защищенная плита котла была формована до требуемой формы по специальным шаблонам. Вооружена была 76,2-метровая горная пушка vz. 04, имевшая меньшую дальность стрельбы, чем обычно применявшиеся полевые орудия, со значительно меньшими габаритами, но для размещения в несколько ограниченном пространстве башня идеально подходила. (Это оружие было официально в апреле 1914 года исключено из арсенала российской армии и заменено на горную пушку ВЗ. 09 того же калибра, ) Орудийная башня с вращением 220°, и к пушкам было затем доставлено в поезде в общей сложности 105 снарядов ( 80 шрапнелей и 25 снарядов ), хранящихся в специальных помещениях под вращающимся кругом. Общий запас артиллерийских боеприпасов, как сообщается, может достигать 900 штук. Поле боя наблюдал командир боевой машины из низких наблюдательных башенок, не превышающих крыши машины с углом наблюдения 270 градусов, прикрытых люком и размещенных позади орудийной башни. (Боевой опыт показал, что даже такой, казалось бы, удовлетворяющей широте обзора, он недостаточен и боевые машины были после этого оснащены новой башней с возможностью наблюдения в полный угол 360°. ) В задней части крыши каждой боевой машины было отверстие для выдвижного прожектора, а в полу находились аварийные люки. В вагонах должно быть установлено эффективное паровое отопление-провод в трубах по полу вдоль стен непосредственно от Локомотива, металлические стенки были эффективно отапливаемы и изолированы двухсантиметровым слоем пробки, покрытой изнутри шестимиллиметровой фанерой. Внутри машины были выкрашены белой краской, снаружи их должна была покрывать камуфляжная краска. Командир поезда, имел свою боевую каюту на паровозе. Оснащалась смотровая башня с круговым обзором и была снабжена четырьмя вырезами запирающихся на случай необходимости бронированных козырьков с фрезерованными узкими смотровыми щелями и разводными пластинами электрической световой сигнализации с разноцветными лампочками для связи с командирами боевых машин. Связь была наверняка с дополнительными безотказными сигнальными колокольчиками и трубчатыми ушами, похожими на корабельные. Необходимую электрическую энергию вырабатывала динамо машина, помещенная в кабину тепловоза, приводимого в движение паровой турбиной. Вся электрическая и водопроводная линия между Локомотивом и вагонами была защищена бронированными трубами. Броня имела толщину 12-16 мм,а ее нижняя часть была для удобства доступа к шасси закреплена на шарнирах. Вся сборка была оснащена запасными колесными парами на случай операций на австрийских или немецких железных дорогах с меньшей колеей. Экипаж поезда был разделен на три секции, артиллерийскую, кухонную и техническую и так называемую локомотивную бригады и состоял в общей сложности из 4 офицеров и 90 унтер-офицеров и рядовых. Оборудование и на этом типе поездов были буквально роскошные условия и оснощение поездов типа " Хунхуз "явно лучшие других российских и позже советских поездов Первой мировой, гражданской и Второй мировой войны.
Как уже говорилось, бронепоезд "Хунхуз “ были принят на вооружение 1.9.1915. По этому поводу его осмотрел главнокомандующий русской армией великий князь Николай Николаевич и увиденное им было крайне удовлетворено. Его удовлетворение на этом участке выражалось благодарностью и похвалой руководителю работы капитану Данилину и деньгами, которые он поделил с другими солдатами, принимавшими участие в работе. 02.09. он был передан 1. заамурскому железнодорожному батальону и 09.09. после пополнения экипажа артиллеристами из состава 1. сменной батареи горной артиллерии выехал под командованием лейтенанта Крапивникова на свои боевые позиции на железнодорожном полотне Ковель – Сарны . 13 сентября был назначен в 102-й. дивизию, чье командование вскоре после этого, вечером 23.09., поставило перед ним первую задачу - поддержать атаку против австро-венгерских частей. После прибытия на станцию Рудочка был проведен осмотр пути, ведущего к фронту противника и в четыре часа утра бронепоезд спокойно выкатился на линию фронта противника. Ход боевых действий описал лейтенант Крапивников в своем рапорте следующим образом: " После подхода к первой линии окопов по противнику был начат боковой огонь из всех орудий и переднего орудия, противник вынужден был оставить окопы и пуститься в бега. В окопах было много убитых и раненых. Затем поезд снова тронулся, и резкий пулеметный и артиллерийский огонь очистил вторую линию вражеских окопов. В вперед въехал передний вагон, погрузил рельсы, шпалы и другие материалы, необходимые для ремонта пути, неожиданно для себя угодив в воронку после артиллерийского снаряда, который не удалось в углу крытой насыпи вовремя заметить. Я выслал войска, которые пустили под откос вагоны, которые полностью перекрыли путь, перерезали их и поезд за невозможностью продолжать движение вперед стал возвращаться. Однако вскоре взрыв тяжелого артиллерийского снаряда разрушил рельсы сразу за поездом, а сошедший с рельсов задний вагон сделал невозможным его следующий ход и тем самым уйти из-под огня противника. Вскоре после этого артиллерийский снаряд попал в орудийную башню передней боевой машины и убил командира артиллерийского расчета Лазаря и четырех артиллеристов. После этого я отдал приказ покинуть поезд. Бой продолжался 40 минут, и за это время орудие выпустило 73 пушечных и 58 500 пулеметных пуль. “
Сломанный поезд простоял между линиями 3,5 месяца. В ночь с 11 на 12. 01. 1916 г. удалось группе добровольцев во главе с лейтенантом Пашкевичем добраться до поезда, исправить колею, поставить на рельсы его задний вагон и пригнать его в своё расположение. Остальная часть поезда была получена только через несколько следующих месяцев, во время летнего наступления русской армии, но он был настолько разрушен, что был списан и отправлен на свалку.
Спасибо что дочитали до конца! Понравилась статья? Поставь лайк и подпишись !!!