25 марта 2021 года
Здравствуйте! Немного с опозданием публикую статью о конкурсе профессионального мастерства, в котором принимала участие моя бывшая ученица - без 5 минут учительница начальных классов.
Одно из направлений WorldSkills:
Конкурсы профессионального мастерства между студентами колледжей и техникумов в возрасте до 22 лет.
В этом году она завоевала золотую медаль в Ленинградской области и готовится к участию в следующем этапе конкурса. Ей передаю слово.
Об открытии конкурса
С 24 по 28 февраля проходил очередной "скиллс". Открытие было дистанционно: нас собрали в актовом зале колледжа, мы посмотрели социальный ролик. Из него узнали, что когда-то в соревнованиях участвовало всего 100 студентов из 2 городов, сейчас же 12 поселений и больше 1200 участников. Если в прошлом году было 48 компетенций, то в этом уже 53, в том числе сити-фермерство, вальщик леса и предпринимательство.
1 конкурсный день – 26 февраля
Модуль А. Подготовка и проведение фрагмента урока
Дети должны сами определить тему, цель, план урока, сами открыть новое знание, выявить уровень своих знаний, оценить себя, своих одноклассников и выслушать оценку учителя, а еще где-то поработать в парах и группах.
Модуль состоит:
1. Разработка техкарты. Заполняем за 1,5 часа без интернета, по выпавшей теме. В этом году - "Единственное и множественное число имен существительных".
2. Подготовка. Дается время на презентацию, карточки и свои слова (успеваем лишь их набросать).
3. Проведение - 15 минут, 6 детей. В этом году 2 класс - искра, буря, безумие.
Модуль В. Разработка и демонстрация уровневых учебных заданий
Уровней 5: узнавание, воспроизведение, понимание, применение в новых условиях, применение в незнакомых условиях. За 2 часа нужно создать 15 заданий, к каждому уровню указать цель, к каждому заданию - алгоритм выполнения (вплоть до «наведи курсор на синий квадратик в нижнем правом углу, щелкни, выбери»), критерии оценивания, предполагаемые ответы детей.
2 конкурсный день – 27 февраля
Модуль С. Организация проектной деятельности на внеурочных занятиях
Полностью на задание дается 3,5 часа – даже больше, чем на урок или сайт, но маразма там больше, чем во всех остальных, вместе взятых. Смысл задания довольно смутный. На уроке у нас выпал раздел «Мы и наше здоровье» (Окружающий мир, 3 класс), дети так заинтересовались, что решили создать исследовательский проект.
Мы должны были расписать, как проходит весь проект, и провести его практический этап на детях/волонтерах.
С1. Разработка дорожной карты. Есть шаблон. В нем графы для двух тем, цели, планируемых результатов. Но нигде не написано, что мы должны написать гипотезу, методы исследования, дидактические средства, что метапредметные надо расписать подробно (познавательные, коммуникативные и регулятивные), зато есть графа для предметных УУД, которые вообще не оцениваются. Нигде не указано, что мы должны указывать задачи на каждый этап проекта, но критерий по этому поводу есть. В самом шаблоне есть графа «продукт», а по критериям мы должны указывать результат.
С2. Подготовка и демонстрация исследовательского этапа проекта на внеурочном занятии. Мы показывали на волонтерах, ибо была суббота.
Модуль Д. Подготовка и проведение обучающего интерактива для родителей по заданной теме
Выпала тема «Как привить ребенку любовь к чтению». Я сказала методисту русского спасибо, ибо много приемов могла вспомнить. Интерактив – это когда «родители» должны обсуждать проблему в парах и группах.
3 конкурсный день - 28 февраля
Модуль Е. Подготовка и размещение материала для персонального сайта учителя
Казалось бы, что это самое простое задание, но для меня оно самое стрессовое, ибо один вай-фай просто не тянет 6 ноутбуков, на которых активно скачивают, загружают и редактируют массу информации.
Результаты конкурса
А 1 марта мы узнали результаты. В прошлом году церемония закрытия была в Санкт-Петербурге, с интересной развлекательной программой, глава Комитета образования вручал призы. И потом мы счастливые ехали домой.
В этом году закрытие было с 17 до 19 вечера (то есть с утра мы ходили на пары). Сначала какой-то мужчина нас поздравлял с тем, что мы справились, а потом уже началось «награждение». Награждали нас так: показывали компетенцию и потом у тебя было 5 секунд, чтобы прочитать, у кого 1, 2 и 3 места.
Я чуть не проспала награждение – уснула, пока ела в общежитии. Но успела и даже увидела, что получу золотую медаль))).
Участники, которые занимают первое место, едут на отборочные соревнования. Наша компетенция проходит в Ярославле. Так что скоро меня ждет путешествие.
Зачем участвовать в конкурсах?
Зачем оно надо? Этот вопрос я слышу очень часто. В прошлом году было просто интересно. Пошла я тогда на конкурс, когда за спиной не было ни одного проведенного урока. Но за год я провела все пробные уроки, поработала в санатории, заменяла учителя в одной школе, так что мне просто хотелось осознанно в этом поучаствовать и увидеть, выросла ли за год. И я действительно довольна – далеко не все получилось, но я чувствовала себя комфортно, прошло все легче.
Не знаю, как передать эмоции, когда ты закончил конкурс, а тебя в общежитии ждут драники и гранатовый сок с припиской «Он такой же свежевыжатый, как и ты». Так меня порадовали соседки, когда мы еще не знали результатов.
Еще я узнала, какой дружный наш колледж: на внеурочном занятии не совсем уложилась во время, так девочки-волонтеры расплакались, что меня "подвели". А я такой кайф получила просто от общения с ними, что даже сначала не поверила, что они расстроились. Такие конкурсы учат не опускать руки, когда у тебя все слетело/не получается, а наоборот находить в себе силы и преодолевать все препятствия.
Скиллс - это не 100% проверка на то, какой ты специалист. Да, я там басни с детьми не прохожу и таблицу падежей не ввожу. Но если ты не понимаешь принципы изучения материала, если не уяснил основы психологии, дидактики методик – ты не сможешь выполнить задания. Скиллс - отражение всех современных требований стандарта и социальных запросов от учителя. Задания помогают взглянуть на профессию под другим ракурсом. И если строить настоящие уроки по требованиям, которые предъявляются к 15 минутам, то у детей точно будут сформированы все УДД. Мобильность, стрессоустойчивость, умение переключаться и учиться самому просто необходимы настоящему педагогу.