Эльдар Рязанов после оглушительного успеха "Карнавальной ночи", и не менее успешного фильма "Девушка без адреса" снял эксцентрическую комедию "Человек ниоткуда" по сценарию Леонида Зорина. Но судьба фильма оказалась непростой. После недолгого показа на экранах страны, в 1961 году, картину запретили. Долгие четверть века "Человек ниоткуда" лежал на полке и ожидал часа своего нового рождения.
Кино вышло на большие экраны весной 1961 года, а уже в ноябре его сняли с проката. Известно, что к этому приложил руку лично М.А. Суслов. Фильм обвинили в очернении советской действительности, он был назван безыдейным и малохудожественным.
Впрочем малохудожественных фильмов тогда снимали много, но их всё же не запрещали. Тогда получается, что всё же на первом плане было именно очернение действительности. Эльдар Рязанов похоже снимал без оглядки на цензуру и госзаказ, и решил, что успех предыдущих картин полностью развязывает ему руки.
В то время сатира и юмор на экране активно боролись с недостатками нашей общественной жизни. В том же 1961 году вышел сатирический альманах "Совершенно серьёзно", где Э. А. Рязанов являлся одним из пяти режиссёров маленьких киноновелл, экранизировав рассказ И. Ильфа и Е. Петрова "Как создавался Робинзон". В том же киноальманахе, кстати говоря, впервые появилась знаменитая гайдаевская троица. Никаких нареканий по поводу этой киноновеллы к Рязанову не было. А вот к "Человеку ниоткуда" стали нарастать вопросы сразу после торжественного показа в Доме кино.
В Доме Кино на премьере зал был битком. Многие коллеги-профессионалы Рязанова встретили картину с большим энтузиазмом. В фильме было много необычного, даже экстравагантного, буквально невиданного доселе. Другая, неподготовленная к таким оборотам публика, осталась недовольна.
Первая критическая статься появилась в июне 1961 года в газете "Советская культура" под подписью В. Даниелян. Автор писал, что фильму не хватает идейной концепции и ясной философской позиции. Позже появились другие критические, негативные статьи.
Так называемая зачистка кинокартины прошла успешно. Впереди был 22 съезд КПСС. И вот когда он настал, то с высокой трибуны, 24 октября 1961 года М. А. Суслов заявил следующее: "К сожалению, нередко ещё появляются у нас бессодержательные и никчемные книжки, безыдейные и малохудожественные картины и фильмы, которые не отвечают высокому призванию советского искусства. А на их выпуск в свет расходуются большие государственные средства. Хотя некоторые из этих произведений появляются под таинственным названием, как «Человек ниоткуда» (Оживление в зале). Однако в идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда, не оттуда (Оживление в зале, аплодисменты). Неизвестно также, откуда взяты, сколько (немало) и куда пошли средства на производство фильма. Не пора ли прекратить субсидирование брака в области искусства? (Аплодисменты)".
Существует расхожая легенда, что Михаил Андреевич ехал на автомобиле в Кремль, и проезжая Арбат, увидел афишу фильма у кинотеатра "Художественный". Он, якобы не поленился выйти из машины и тайно сходил на просмотр кинофильма, после чего незамедлительно последовали санкции.
Кстати фактически в тот же день, когда М.А. Суслов высказал свои критические замечания к картине, два наших главных юмориста-куплетиста П. В. Рудаков и В. П. Нечаев откликнулись на фильм частушкой:
На «Мосфильме» вышло чудо
С «Человеком ниоткуда».
Посмотрел я это чудо —
Век в кино ходить не буду!
Выступление Рудакова и Нечаева. О "Человеке ниоткуда" см. 5-25 м
Это был приговор, который мог стоить Э. Рязанову карьеры.
***
Надо понимать, что 1961 - был особый год . Гагарин полетел в космос, были существенные успехи в экономике, на полном серьезе обсуждалась и была принята третья программа партии о построении коммунизма к 1980 году. Была такая эйфория, что в СМИ открыто говорили о скором искоренении преступности в СССР. А тут с экрана показывают такую безыдейную крамолу. Фильм почти прямым текстом заявляет о том, что советский человек духовно, так сказать, еще до коммунизма не дорос. И никаких изменений с плохими героями к концу фильма не происходит - они не осознали, не встали на путь исправления, не влились, так сказать, в светлые ряды строителей коммунизма.
Не спасла и фабула картины, что всё что мы видим на экране, кроме чёрно-белого изображения, лишь сон главного героя. Это был далеко не второй-третий и совсем не четвёртый сон Веры Павловны.
Фантасмагорические приключения главных героев - Чудака, который так и не стал в итоге человеком, и его непутёвого учителя - геолога Поражаева, явно не убедили высшее киношное начальство и партийных функционеров в искренности режиссёра.
А чего стоил комический взлёт ракеты с Ленинских гор. И это в год космического триумфа. Правда Рязанов снимал эти сцены еще задолго до гагаринского старта. Такую же вольность позволил себе и Г. Александров в "Русском сувенире". Правда у Александрова ракета взлетает куда мощнее, хотя в целом всё равно выглядит комично.
Вообще сам фильм запускался долго. Первые утверждения на роли были еще в 1958 году. Чудака должен был играть Игорь Ильинский, а Поражаева - Всеволод Сафонов. Даже были опубликованы в какой-то газете их фотографии в гриме, и подписано - режиссёр Рязанов снимает новую комедию. После исполнители ролей многократно менялись. На роль Чудака планировали и Леонида Быкова, и его однофамильца Ролана, были кандидатуры клоунов Юрия Никулина и Олега Попова.
В конце концов центральный актёрский состав исполнили артисты, которые еще только запрягали в кино. Ю. Яковлев играл свою вторую роль в кино после "Идиота", а А. Папанов и С. Юрский дебютировали в главных ролях. У Л. Гурченко это была тоже одна из ранних работ.
Многие критики считают, что возможно именно состав неопытных артистов в главных ролях, в итоге не дал режиссёру справиться с поставленной задачей и сделать достойный фильм.
Часть критиков считает, что фильм вообще провальный по качеству. Бесшабашный и недомонтированный, и что его сняли с проката и запретили именно из-за низкого художественного уровня отснятого материала.
Хотя смешные сюрреалистические моменты в фильме впечатляют. Хотя бы вертолёт-такси. Кто б мог тогда подумать, что проживи мы еще 60 лет и не дорастём до такой роскоши. А УЗИ-осцилограф у врача в кабинете. Элементы пирокинеза в исполнении Чудака. Многое перекликается опять же с "Русским сувениром" Александрова. Большая фантазийность и при этом какая-то недовершенность всего на экране.
Фильм по чудачествам и фантазийности режиссёра как раз очень достойный. Хотя некую недомонтированность и недоделанность всё же можно углядеть серьёзным критическим взглядом.
Кстати у Эльдара Рязанова, всегда недолюбливавшего советскую власть, надолго пропала охота делать подобные фильмы. Фактически только в "Гараже", почти двадцать лет спустя, он вернулся к политическим подтекстам в кино.
А тогда его фактически спас от расправы И.А. Пырьев. Он дал Рязанову возможность реабилитироваться в патриотическом фильме "Гусарская баллада". При этом еще и плёнку ему хорошую и цветную выбил на этот фильм. Правда после Рязанов - в качестве епитимьи - снимал три картины на чёрно-белую плёнку. Проштрафился всё ж.
Ещё интересно, что кое что позаимствовал Рязанов в фильме из мирового кинематографа. Например сцену сумасшедшей пляски профессоров похоже он подглядел в старом голливудском фильме "Лошадиные перья", который сняли братья Маркс еще в 1932 году. А сцену с залезанием Чудака на фонарь, чтобы сориентироваться на местности, тоже взял из одного из немых голливудских фильмов. Потом эту же находку также использовали штатовцы в фильме про "Данди-Крокодила".
Стоит отметить потрясающую спортивную форму Сергея Юрского во время съёмок. Он снимался весь фильм без дублёров, выполняя сложнейшие трюки, и лихо отплясывал безумный рок-н-ролл. Одна его пробежка по бордюру к А. Адоскину и Н. Мышковой, с риском для жизни чего стоила. И открывание двери в улетающем вертолёте, запрыгивание на фонари и кручение сальто во время танца под поливочной машиной - достойно высших похвал. Интересно как бы это всё исполнял первоначально намеченный на роль И. Ильинский?
Почему-то считается, что свою новую жизнь фильм Эльдара Рязанова получил только в 1988 году, после официальной реабилитации. Но автор этих строк своими глазами смотрел "Человек ниоткуда" в кинотеатре Повторного фильма на площади Никитских ворот в 1982 году.
Напоследок хочется воспроизвести песенку Чудака. Увы, она так и не стала популярной в народе:
Меж дальних гор лежит плато
Туда не забредал никто
Но там живет все время
Мое родное племя.
Там нравы дикие царят
Там книги жгут, людей едят
Там власть у беспардонных
Злодеев прирожденных.
Считают эти старики
Что погребли нас ледники
Но мой народ не вымер
Свидетельствуй, Владимир!
Владимир, не жалея сил
Научный подвиг совершил
Хоть в путь в наш край и долог
К нам прибыл антрополог.
Одно осталось мне сказать
Нельзя на впредь не замечать
Смотрите мы науке
Протягиваем руки
Признайте племя тапи
И наше дело в шляпе.
Признаем племя тапи
И дело будет в шляпе!