Найти в Дзене
Белорус и Я

Что стало с первым советским легальным миллионером

Оглавление

Воспоминания Союзного государства

Первопроходец

Быть первым всегда сложно. Первых бьют больнее, они всегда на виду потому, что перед ними нет спины, за которую можно было бы спрятаться. Первому сложно отступать, потому, что сзади подталкивают вторые и третьи. И материальный выигрыш от первенства бывает весьма сомнителен. В далёком 1989 жители тогда ещё Советского Союза узнали, что в их стране есть не только подпольные, но и вполне легальные миллионеры. Первым из них стал председатель кооператива «Техника» Артём ТАРАСОВ.

Артём ТАРАСОВ на встрече с читателями. Фото: https://upload.wikimedia.org/
Артём ТАРАСОВ на встрече с читателями. Фото: https://upload.wikimedia.org/

Выяснилось это почти случайно. Анатолий Писаренко, заместитель Тарасова, принёс в парторганизацию НИИ, в котором числился научным сотрудником, очередной членский взнос. Как и положено, три процента от зарплаты. В этом не было ничего необычного, если бы не сумма. 90 000 рублей при средней зарплате по стране в то время 300. На парткоме коммунист заявил, что руководитель кооператива, в котором он подрабатывал, Артем Тарасов выдал ему в качестве зарплаты 3 млн рублей и он, как убежденный партиец, посчитал себя обязанным заплатить деньги и с них. По ходатайству партийных органов было организовано следствие. Кооператив срочно закрыли, счета — арестовали. Тарасов подал жалобу в арбитражный суд СССР на Министерство Финансов и потребовал возместить понесенные из-за этого убытки. Дело он выиграли: «Было решение вернуть 100 млн рублей, - рассказал мне ещё в 2014 году Артем Михайлович, - потому, что у нас все было по-честному. Но никто, конечно же, ничего не вернул». Репортажи о невообразимом партвзносе попали во все основные перестроечные СМИ, а Тарасова пригласили журналисты главной в то время передачи «Взгляд». Так страна воочию увидела своего первого легального миллионера.

Как оказалось, три миллиона были не совсем заплатой. Это был своеобразный ответ на действия МинЮста СССР, предложившего разрешить кооперативам тратить в день не более 100 рублей. Чтобы не слишком бурно развивались. А вот на размер зарплаты никто пока никаких ограничений не накладывал, только налоги плати исправно. И в кооперативе решили поступить просто: вывести нужные для деятельности суммы, пока и эту «форточку» не прикрыли, через зарплату, и дальше работать «на свои», как на общественных началах. В примитиве: нужен для работы компьютер (компьютеры уже были), сотрудник покупает его «на зарплату» приносит и «дарит» коллективу. При этом, сам Тарасов, не будучи членом КПСС, только «за бездетность» честно выплатил свои 6% - 180 000 рублей.

«Твёрдо говорю, - сказал мне Артём Михайлович, - что ничуть не жалею о своем поступке. Ведь тогда кооперативу «Техника», первому по поставкам компьютеров в СССР, были нужны легальные наличные – на сырье, материал, транспорт, а быстро обналичить деньги не через зарплату, а просто, скажем, для оперативной оплаты работы портовых грузчиков, было почти невозможно. Поэтому и те миллионы были не столько зарплатой, сколько частью оборотных средств фирмы. На себя тратить не приходилось. В Жуковке мне предлагали дом отдыха приобрести за 27 тысяч рублей, а зарплата у меня была три миллиона, Представьте, что можно было купить в Советском Союзе на эти деньги!»

«Бежать впереди паровоза - злой рок моей судьбы», - сказал он мне. И правда. Первым ввёз ПК в СССР: «Мы пострадали, а потом все повезли». Первым заговорил про судьбу Курил. Благодаря ему вскрылась история о готовившейся в 1991 году продаже четырёх островов Японии за $28 млрд, и сделку пришлось отменить. Первым, из бизнесменов, в 1991 эмигрировал из России в Лондон, когда на него завели дело о якобы хищении нефтепродуктов. Первым вернулся ещё в 1993 для того, чтобы полностью опровергнуть все обвинения. Стал депутатом Госдумы от партии "Яблоко", вновь эмигрировал и вновь вернулся. Конечно, можно было быть осторожнее, не лезть на рожон, не высовываться, может тогда бы и жить было легче. Но это был бы уже другой человек. И вопрос, был бы этот человек сейчас вообще. Ибо многие из тех, кто тогда, на рубеже 1980-х — 1990-х годов вёл свой бизнес значительно более осторожно просто не дожили даже до конца века, не говоря про наши дни.

А Артём Тарасов выжил. В 2004 году, после окончательного возвращения, он первым в России занялся продвижением инноваций. И снова «получил по шапке». По решению компетентных органов был закрыт, поскольку «торговля инновациями может способствовать хищению интеллектуальной собственности государства». Но запрет его не остановил: «Сейчас (речь о 2014 годе, ред.) я – генеральный директор Института Инноваций – теперь это можно, мы занимаемся прорывными технологиями, не стремимся ни за бюджетными деньгами, ни к Чубайсу». На вопрос, является ли он на данный момент миллионером, Артём Михайлович загадочно ответил, что денежное состояние — не самоцель, поскольку деньги — это инструмент, который должен работать. Но если считать все интеллектуальное богатство его компании, то, скорее всего, он уже миллиардер: «У нас есть одно изобретение, оценённое в 14 миллиардов долларов».

Жил без пафоса: «Я никого не обманул и ничего ни у кого не украл». Коллекционировал галстуки с изображением рыб, набрал около 1000 штук. В свободное от работы время мог «запулиться порыбачить куда-нибудь на дельту Волги на несколько дней. Я ненавижу все эти пятизвёздочные отели – они такие одинаковые – во всех странах мира, со всеми услугами, с этими номерами».

Но главным своим делом первый легальный миллионер страны считал не внедрение инноваций, а литературное творчество. «Я написал очень хорошую книгу – 700 страниц. Это приключенческий роман – «Тайны Фрау Марии», только Фрау Мария – это не женщина, это затонувший корабль с коллекцией драгоценностей». В ней бизнесмен-литератор поведал реальную историю о затонувшем в XVIII веке корабле, который вез в Петербург купленные Екатериной для Эрмитажа произведения искусства. Благотворительный фонд «Спасение культурно-национальных ценностей», председателем которого являлся Артём Михайлович, давно боролся за претворение в жизнь проекта по поднятию этого корабля со дна Балтийского моря.

Фото: Youtube.com
Фото: Youtube.com

В 2015 году Артём Михайлович выступил с проектом урегулирования вооружённого конфликта на Украине согласно статьям 12 и 13 Устава ООН, которые предполагают опекунство над спорными территориями. По словам бизнесмена, это могло бы вернуть мир и дружбу на территорию Европы, а Россию — избавить от международных санкций

Но планам сбыться было не суждено: в июле 2017 года 67-летний Артём Тарасов скончался от атеросклеротического кардиосклероза и был похоронен на Троекуровском кладбище. После его смерти единственный наследник, внебрачный сын Филипп, почти сразу продал отчий дом в суперпрестижном московском посёлке Сокол. Вместе со всем, что в доме было, включая ту самую коллекцию галстуков. Гражданская жена Елена Дмитрук рассказала, журналистам, что новые хозяева не дали ей забрать даже семь её кошек.

А от подъёма «Фрау Марии» решено было отказаться.

Яна ЧУМАКОВА, Москва

© "Союзное государство", 2021

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк

Где они сейчас

Куда пропал "Вождь Краснокожих"

Где сейчас гроза хоккея Бобби ХАЛЛ

Как сложилась судьба любимца СССР — Робертино ЛОРЕТТИ

Куда пропал Рой МЕДВЕДЕВ

Что сейчас делает Тельман ГДЛЯН

Что делает Анджела ДЭВИС на свободе

Куда пропал Тынис МЯГИ

Чем сейчас занимается первая "Московская красавица" Маша КАЛИНИНА

Как живёт чиновник, развернувший в Рио на Паралимпиаде-2016 российский триколор