Найти в Дзене
Мне интересно

Как не стать жертвой врачебной ошибки?

Оглавление

Вообще говоря, все врачебные ошибки можно разделить на две группы: ошибки диагностики и ошибки в лечении. Понятно, что неверный диагноз обязательно приведет к неправильному выбору лекарства, и потому ошибки диагностики можно считать более опасными.

Но есть и другие, еще более фатальные ошибки, за которые приходится расплачиваться множеству людей. Это неправильный выбор профессии, когда диплом врача получает человек, которому работа с людьми противопоказана. Недостаток знаний после института поправим, недостаток опыта проходит вместе с молодостью, а равнодушие или неприязнь к людям с их болячками со временем только усиливается. А от равнодушия до неправильного лечения нет даже и одного шага. Если врач невнимателен, равнодушен или груб с пациентом, вряд ли он будет вникать в его проблемы и искать пути их решения.

Поэтому доверяйте своей интуиции и не ходите к доктору, который вам не нравится. Все равно без хорошего человеческого контакта даже лучшие лекарства не будут помогать.

фото с сайта https://pixabay.com
фото с сайта https://pixabay.com

Не бойтесь спросить!

Сколько недоразумений возникает из за того, что человек постеснялся что-то спросить у врача. В результате он принимает не ту дозу лекарства, не в то время или, запутавшись в десяти пузырьках с таблетками, совсем перестает лечиться. Применительно к астме это выглядит так. Сальбутамолом человек пользоваться боится, потому что он “слишком сильный”, гормональный ингалятор вдыхает только при приступе (и так, что он летит изо рта во все стороны, кроме бронхов), раствор эуфиллина использует для ингаляций, а поскольку это все не помогает (естествен но!), принимает горстями теофедрин. По том он жалуется на удушье, сердцебиение, дрожь в теле... и на врача. А врач-то не виноват – он такое неправильное лечение не назначал.

Хотя на самом деле виноваты оба: пациент не спросил, что ему было непонятно, а врач поленился по дробно объяснить или рассчитывал на опыт больного. Хороший врач должен не только объяснить, но и показать, как и в какой последовательности пользоваться ингаляторами, и проверить, правильно ли пациент усвоил эти навыки.

Поэтому спрашивайте все, что вам неясно, записывайте, чтобы не забыть. Да, времени у врача маловато, а больных – много, но вы-то у себя один! Не надо задавать посторонние вопросы: про соседа, у которого тоже астма, про свою троюродную тетушку с аллергией, но про себя вы должны все выяснить.

фото с сайта https://pixabay.com
фото с сайта https://pixabay.com

Проверяйте!

Задавая вопросы, вы сможете, к тому же, выяснить кое что и о квалификации врача. Для этого можно сказать, что вы слышали что-то про пикфлоуметр (или спейсер, небулайзер, иммунотерапию и т.д.), и попросить объяснить, что это такое и нужно ли это для вас. Или спросить, какое действие оказывает одно из современных ингаляционных лекарств (например, серетид, сим бикорт, оксис, форадил) и как им правильно пользоваться. Грамотный врач легко ответит в нескольких словах на ваш вопрос, а затруднение с ответом должно вас насторожить.

Обсуждайте с врачом схему вашего лечения: его сроки, возможность изменения дозы (при длительной поддерживающей терапии) и замены одного лекарства другим, вероятность тех или иных побочных эффектов, пользу от применения физио-терапевтических и нетрадиционных методов. Уже прошло то время, когда врач единолично решал, что лучше для больного и чем его лечить. В современной медицине врач и пациент являются партнерами, причем врач должен в доступной форме донести до пациента информацию о его болезни, возможных методах лечения и побочных эффектах. Поэтому если вместо ответа на ваш вопрос вы услышите: “Не лезьте не в свое дело, я без вас знаю, как вас лечить”, – лучше ищите другого врача. Если вас что-то смущает в предписаниях вашего лечащего врача, не произойдет ничего страшного, если вы обсудите их с другим врачом в другом учреждении.

А врач-то, думает?

Действительно, о чем думает врач, выписывая вам лекарство? Если о пользе для вашего здоровья – замечательно. Хуже, если сюда вмешиваются соображения личной выгоды или административные указания. Об этом можно подумать, если, по словам врача, лекарство ничем нельзя заменить (так бывает довольно редко) и купить его можно только в определенной аптеке вот с этим именным талоном. Значит, врач получает вознаграждение за выписывание рецептов на конкретное лекарство. Возможно, оно действительно хорошее, но как-то это не очень красиво.

А еще он может думать о возможном лишении премии из-за вас, голубчик. Льготное лекарственное обеспечение от государства, положенное астматикам и инвалидам, создает особую проблему: врачам негласно запрещают выписывать льготные рецепты на дорогостоящие препараты, хотя официально астматик имеет право получить любое лекарство, если оно жизненно необходимо. И приходится бедным врачам в поликлинике доказывать, что препарат N ничуть не хуже препарата P, хотя стоит в десять раз дешевле. Если врач, которому вы доверяете, убежден, что вам обязательно нужен именно препарат P, добивайтесь обеспечения этим лекарством: идите к главному врачу поликлиники, главному специалисту города или района и т.д.

Если же вы вынуждены покупать лекарства сами, не грех обсудить с врачом сравнительную стоимость и эффективность различных схем лечения. Лучше с успехом лечиться не самыми дорогими лекарства ми, чем совсем бросить курс лечения из за пустого кошелька.

Так что ищите хорошего врача, которого вы сможете называть мой Доктор,

Будьте здоровы!

Источник: А. В. Ротштейн. Как уберечься от врачебных ошибок. Астма и аллергия, (3), 5-5.