Почему в погоне за уникальностью мы тиражируем сами себя, и есть ли смысл в борьбе со стереотипами
В прошлый раз мы рассуждали о слегка неадекватном стремлении выделяться (хотя, с другой стороны, для ребёнка переходного возраста это стремление вполне себе естественно).
Сегодня же предлагаю обсудить несколько забавные аспекты этой «философии» уникальности.
«Я» и «они»
Отправной точкой в процессе осознания себя личностью у подростка становится противопоставление себя «всем остальным». Иногда это сопровождается серьёзными разногласиями с окружающими его людьми, иногда же эти разногласия он словно «изобретает» на ровном месте.
В эту пору желание по-своему переосмыслить мировоззрение, которое до того формировалось в основном с подачи других, становится для подростка главным жизненным приоритетом (из-за чего порой страдают отношения с самыми близкими родственниками и друзьями). Даже самый «домашний» ребёнок может ни с того ни с сего превратиться в такого бунтаря, каким его практически невозможно было представить. Что уж говорить о тех, кто с самого начала был оторвой.
Родителям можно только пожелать терпения и мудрости, ибо этот период становится в равной степени тяжёлым как для самого подростка, так и для всех тех, кто с ним пересекается.
В норме (которой, как многие сейчас утверждают, не существует) поиск себя заканчивается годам к 25-ти – 30-ти. По крайней мере, раньше было так. Сейчас же происходит двоякий процесс: переходный возраст затягивается и изнутри, и снаружи. С одной стороны, молодые люди как будто сами не спешат взрослеть, с другой – окружающее нас культурное пространство во многом ориентируется на подростковый тип мышления.
Лично мне кажется немного странным то, что уже взрослым людям активно внушается идея о том, что они «уникальны», «значимы», и т.д., и т.п. Я сейчас не о какой-нибудь там политической или даже идеологической «пропаганде»: это происходит сплошь и рядом, стоит лишь погрузиться в чтение статей по психологии или просто полистать ленту в Инстаграме.
Создаётся такое впечатление, что взрослые люди никак не могут (или не хотят?..) расстаться с детскими обидами – их принято называть внушительным словом «травма», хотя, если подумать, детская травма – это вообще-то достаточно серьёзный комплекс личностных проблем, который требует, как ни странно взрослого подхода.
Я хороший, просто меня мама в детстве уронила
Судя же по большей части комментариев к подобным мотивационным постам, люди жадно хватаются за эти слова, как за соломинку, и с какой-то ожесточённой радостью (?) признают, что «это всё про них», и начинают жаловаться на родителей/школу/государство/свой вариант. Я не могу спорить с тем, что в каких-то случаях детские травмы имеют очень большое значение для отдельных людей, но мне кажется, что если человек чувствует, что они действительно мешают его саморазвитию, отношениям, карьере, то ему нужно попытаться их перерасти. Для этого есть психологи и даже психотерапевты.
Подобные детские жалобы в подростковых сообществах меня как раз не удивляют. Но очень грустно, когда эта позиция остаётся с человеком надолго и становится его «железным алиби» в любой ситуации.
Ну да ладно. А что там с уникальностью?
Такие разные одинаковые оригиналы
И вот тут с людьми начинают происходить очень интересные вещи.
Чем яростнее старается человек выделиться из «толпы», тем карикатурнее это выглядит.
Почему?
Во-первых, практически каждая новая (или кажущаяся таковой) идея имеет своих последователей. Каждый новый образ, каждый новый лозунг – всё, что поначалу бросает вызов обществу, рано или поздно... просто приедается, потому что естественный процесс тиражирования «единственного и неповторимого» неизбежен.
Так рождаются субкультуры и различные движения. Сначала прогрессивным считается одно, затем – другое. У каждого времени свои стандарты, и каждое новое поколение по-своему ломает их – снова и снова.
А дальше получается ещё более интересно: в каждом новом направлении начинают формироваться свои собственные клише – свой «символ веры», свой «кодекс чести», свои моральные принципы, лозунги, а также – особый лексикон, кодовые слова и целые фразы, по которым последователи того или иного движения узнают друг друга, что называется, издалека.
В качестве яркого примера можно привести что угодно: это и профессиональный сленг, и подростковый жаргон, который, кстати, с течением времени претерпевает серьёзные изменения. Если то поколение, чья молодость пришлась на 80-е – 90-е, с улыбкой вспоминают такие словечки, как «джинса», «фирма», «родаки» (или «предки»), то сегодняшние школьники и молодые люди говорят уже на совсем другом языке. Но принцип тот же.
То же самое происходит и с образом жизни, соответствующим определённой субкультуре.
Небольшое отступление: строго говоря, субкультурой принято называть чётко сформированное объединение людей с общими интересами, и, как правило, она имеет своё собственное наименование: хиппи, панки, рокеры, анимешники и т.д. Я же имею в виду субкультуру в широком смысле, то есть подразумеваю под этим словом любое направление, внутри которого объединяются люди, даже если они никак себя не называют.
Итак, образ жизни: стиль общения, мода, предпочтения в способах провести время, и, что немаловажно, характер поведения в соцсетях – всё это пусть и не во всём, но всё же во многом зависит от субкультуры. И чем сильнее тот или иной образ жизни отличается от общепринятого, тем сильнее его адепты становятся похожи друг на друга. Это не то чтобы «плохо», это просто факт.
Так есть ли смысл в ожесточённой борьбе с чужими стереотипами, если в каждой среде обязательно будут свои собственные? А они будут, уверяю вас. Какие бы благородные цели ни преследовало объединение «не таких, как все», в какой-то степени нивелирования индивидуальности не миновать.
Особенно если яростно доказывать, что это не так.
Парадокс заключается в том, что чем громче раздаются гневные крики о том, насколько «мы» быстрее, выше, сильнее, прогрессивнее и вообще лучше «остальных», тем сложнее становится в этом общем гуле различать отдельные голоса. Мы боремся с одними клише– и создаём новые. Мы ратуем за уникальность – и становимся одинаковыми. Такова реальность.
И чем агрессивнее транслируется что-либо новое, тем больше это вызывает раздражения и ответной агрессии. К примеру, меня одинаково отталкивают безличность и однообразие лозунгов как тех, с кем я категорически не согласна, так и тех, чью позицию я разделяю.
Это всё к тому, что, как мне кажется, совсем необязательно что-то кому-то доказывать с пеной у рта. Я не вижу смысла во флешмобах, громких заявлениях, грозных постах в Инстаграме и прочих инструментах самоутверждения.
Каждый человек априори уникален, и если ты действительно «имеешь значение» (а ведь это и правда так) и у тебя есть что сказать миру, тебя и так заметят. Без рекламы. Без агрессии. Без надрыва. Без лишних движений.
Первая часть статьи здесь.
Ещё одна статья о подростковой культуре .
Не забудьте поставить «Нравится» (если, конечно, понравилось).
Мой адрес в ТЕЛЕГРАМЕ > > > https://t.me/f_neverland
В описании канала есть также ссылка-навигатор по другим статьям.