Идея о гуманных, доброжелательных отношениях в браке, основанных на свободном выборе партнера, закладывается на Руси еще в XVI–XVII веках. Новые правила сожительства находят отражение в текстах, иконописи и других художественных произведениях.
Каким был брак и роль женщины в нем в патриархальной культуре, как менялись представления с принятием христианства — об этом рассказала специалист по древнерусской литературе и фольклору, старообрядческой и региональной словесности, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) Лариса Соболева.
«Феномен брака был существенен и в дохристианской — патриархальной — и в христианской культурах. Но качество брака в обеих культурах принципиально отличалось, — поясняет литературовед. — Так, в XV веке главной функцией брака было продолжение рода, а женщину оценивали по способности к деторождению, что отражено в традиционном свадебном обряде. Когда приходит христианство, значение женщины определенным образом видоизменяется. Христианство воспитывает уважительное отношение к жене и понимание ее функции не только для продолжения рода, но и в социальном — общественном служении».
Героями литературных произведений и религиозной живописи становятся супружеские пары, Богоматерь и святые женщины как в общемировом, так и в Древнерусском художественном пространстве. Брак начинают воспринимать как союз во имя спасения души, поэтому он заключается на небесах, и никто, кроме Господа, не может разъединить людей.
«Есть несколько показательных артефактов, которые демонстрируют, как происходили изменения. Один из них — знаменитая книга „Домострой“, поучения которой не всегда понимают корректно, потому что оценивают с точки зрения XIX–XX веков. Вместе с тем, для XVI века эта книга была не символом чего-то отсталого и костного, а буквально открытием и утверждением нового, более гуманного отношения к женщине. Поучения были присущи и Западной Европе, приходили к нам оттуда в виде притч и афоризмов, но в „Домострое“ они были собраны воедино, написаны очень талантливым писателем. Скорее всего — сейчас это признается — это был духовник Ивана Грозного Сильвестр. Человек, безусловно, высокой образованности и таланта», — рассказывает Лариса Соболева.
Сильвестр наделяет равными правами институт брака, служение царю и почитание Господа. Домашний быт, семья становятся не менее значимыми, чем вера в Бога и служение государю. Роль женщины повышается, так как она — главный человек, который поддерживает гармоничный быт в доме. Тем не менее о самостоятельности женщин говорить рано. По правилам «Домостроя» сохранить мир в доме можно только тогда, когда жена подчиняется мужу. Логика следующая: как все подчиняются Господу, люди — государю, так и жена — мужу. Как государь ответственен за народ, так же и муж ответственен за жену, в том числе за спасение ее души. В «Домострое» также появляется идея образованной жены, способной обучать детей.
«Это вылилось в дальнейшем в развитие культа святой Екатерины. Несмотря на то, что она раннехристианская святая — ее культ относится еще к IV веку н. э. — на Руси ее почитание развивается с XVI века. Екатерину позиционировали как царскую дочь, чрезвычайно образованную, которая выступала с проповедями христианства фактически наряду с апостолами. И хотя по типу святости она не равноапостольная, а мученица, тем не менее у нее ярко присутствует учительная функция, довольно редкая для женской святости. Это говорит о признании нового статуса женщины. В этом, возможно, разгадка, почему наших императриц и наш город назвали именем Екатерины», — описывает ситуацию Лариса Соболева.
Тема брака как гармоничных отношений и определенной роли женщины продолжает развиваться в культе Петра и Февронии. Петр — князь XIII века, о котором мало что известно, поэтому автор XVI века придумывает или использует муромскую легенду о женитьбе князя Петра на дочери сборщика меда, обладающей магической мудростью. Петр — змееборец, который спасает Муромскую землю от змея. Феврония, заставляя Петра жениться на себе, излечивает его от язв, исцеляет душу. Эта история должна была продемонстрировать очень важный момент — гармония на Муромской земле, а затем и на всей Руси возникает при сочетании мужской храбрости, доблести и мудрости, которую несет в себе женское начало.
Тема гармоничного соотношения мужского и женского в браке продолжилась и в XVII веке. В сборнике «Статир» проповедник вводит понятие дружеской, любовной атмосферы в семье, указывает, что нежелателен брак, основанный на страхе наказания, что делает из женщины рабыню, а не достойную супругу.
«Появляется новая функция брака. Возникает эмоциональное состояние, когда супруги ищут в общении друг с другом „радость и веселье“, „сладость“ в семейной жизни на основе добрых и любовных чувств. Автор предлагает хвалить жену, даже когда она в неправедном гневе, смягчать ее нрав улыбкой, что поможет достичь взаимопонимания, убережет в дальнейшем от измены. С одной стороны, традиция субординации сохраняется, а с другой — женщины начинают искать в браке и новую гуманную атмосферу, утверждать необходимость радости, „веселья“ как обязательных условий семейных уз. И это свидетельствует о претензии женщины на новый статус брака, на переформатирование функций семьи, характерное для Нового времени, когда земные радости брака становятся важнейшими для ощущения полноты бытия», — заключает Лариса Соболева.
Отметим, темой брачных уз для женщин до и после «Домостроя» Лариса Соболева открыла цикл онлайн-лекций «Интеллектуалы и Власть в Британии и России в эпоху перемен (XVII–XVIII вв.)». Проект проходит при финансовой поддержке РНФ (№ 19-18-00186).
УрФУ — один из ведущих вузов России со столетней историей. Расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных летних студенческих игр 2023 года. В Год науки и технологий примет участие в конкурсе по программе «Приоритет–2030». Вуз выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ).