В течение нескольких последних лет на территории Троице-Сергиевой лавры ведутся археологические раскопки. Некоторые результаты представлены здесь: официальный сайт Института археологии РАН, о работах Подмосковной экспедиции: https://www.archaeolog.ru/ru/expeditions/expeditions-2019/podmoskovnaya-ekspeditsiya-2019
Чем же интересно то, что найдено археологами? Во-первых, здесь обнаружен культурный слой XIV века, и это подтверждает сведения Жития Сергия Радонежского о том, что монастырь на холме Маковец начинался с конца 1330-х годов. Косвенным образом этот факт подтверждает и некоторые другие сведения древнейшего Жития, составленного в 1410-х годах учеником Сергия Епифанием Премудрым.
Не менее интересна находка частокольных канавок - следов ограды дворов. Остатки частоколов часто находят в Новгороде, других древнерусских городах, там же, где не сохраняется дерево, границы дворов определяются по канавкам, куда устанавливались брёвна ограды. Они, кстати, были не очень большого диаметра - 10-12 см, и не всегда их верх был острым. Находка следов частоколов на территории монастыря может говорить о том, что монахи в начале существования обители жили не только каждый в своей избе (монастырь был вначале особножительным), но и на отдельных дворах. Правда, уже в середине XIV столетия монастырь уже жил по общежительному уставу.
В слоях XVI века были найдены большие надворные печи, которые использовали для приготовления еды, особенно летом. Такие же печи находят и в городах на дворах богатых и знатных горожан. Например, надворные печи обнаружили в Москве на Романовом дворе.
Конечно, для большого количества людей - насельников монастыря, монастырских слуг, паломников удобнее было готовить в больших печах, нежели в монастырской поварне.
На территории монастыря нашли и остатки гончарного горна. Видимо, и монахи, и работники монастыря занимались изготовлением посуды, возможно, не только для себя, но и на продажу.
Монастыри в средневековье были, можно сказать, хранителями знаний, книгописными центрами, монахи были и учёными, и писателями, и художниками. Выясняется, что даже на территории самих обителей существовало ремесленное производство.
Работы археологов приоткрыли завесу времени над разными сторонами жизни одной из самых больших и знаменитых обителей России, и это даёт возможность лучше понять особенности средневековой Руси и роль монастырей в её истории.
Конечно, это не все интересные находки, сделанные археологами в Троице-Сергиевой лавре. Многие из них требуют реставрации, специального изучения, и будут, несомненно, опубликованы учёными в будущем.