Найти тему
ЛАВТОexplore

Путешествие сквозь время. Водный транспорт.

Всем доброго время препровождения! Мы продолжаем цикл наших путешествий и сегодня мы рассмотрим водный транспорт!

Эволюция водного транспорта на протяжении последних 100 лет.
Эволюция водного транспорта на протяжении последних 100 лет.

Водный транспорт - это вид транспорта, который перевозит грузы и пассажиров по водным путям с помощью судна.

Судно (Искон. Др.рус. производное от судъ «сосуд, посуда») - плавучее средство, предназначенное для выполнения каких-либо работ в зависимости от преследуемых целей. Судна бывают по способу погружения надводные и подводные; по своему назначению подразделяются на транспортные, промысловые, технические, вспомогательные, специальные; по виду сообщения бывают: внутриводные и морские, последние обладают мореходностью - это способность судна совершать безопасные походы по морю в любую погоду, сохраняя живучесть корабля при его повреждении.

Водный транспорт обладает определенными преимуществами и недостатками.

Преимущества водного транспорта:

  • Самая низкая стоимость перевозок (особенно на значительные расстояния);
  • Мобильность. В зависимости от спроса и предложения на тоннаж, суда легко переключаются с одного маршрута на другой в международном сообщении;
  • Большая грузоподъёмность судов обеспечивает возможность перевоза значительных партий груза;
  • Неограниченная пропускная способность морских путей;
  • Незаменимость водного транспорта в силу географических особенностей.

Недостатки водного транспорта:

  • Зависимость от работы портов;
  • Ограниченная пропускная способность портов;
  • Зависимость от климатических условий;
  • Низкая скорость сообщения.
Внутриводные пути России
Внутриводные пути России

Низкая скорость сообщения этого вида транспорта, наверное, самый весомый недостаток из всех, так как водный транспорт в настоящее время почти перестал использоваться для деловых пассажирских перевозок. Зато остаётся популярным в туристическом направлении.

Такое угасание деловых пассажирских перевозок у водного транспорта было не всегда и наблюдается всего лишь несколько десятков лет, а виновником этого является развитие пассажирской авиации, ведь почти всю человеческую историю основным средством перемещения с континента на континент у человека было судно. Вспомните историю знаменитой классики, как молодой Вито Корлеоне спасаясь от сицилийской мафии бежит в Нью-Йорк, а прибывает он туда на корабле, ведь авиационного транспорта тогда еще не было.

История создания самого первого корабля в мире точно не известна и датируется отметкой несколько тысяч лет до нашей эры. Мы не будем углубляться так далеко и остановимся на первом привычном современному глазу кораблю - состоящего из железа и дерева, работающего на пару и называемом пароходом.

2 августа 1803 года, 217 лет назад на реке Сене необычное судно, шло против течения, без весел и парусов со скоростью 3 узла (5,5 км/ч) - это был первый успешный самоходный корабль, работающий с помощью парового двигателя. Длина судна была 20 м, а ширина 2,4 м. Его изобретателем был Роберт Фултон американский инженер, изобретатель, художник и подводник.

Роберт Фултон и рисунок его первого парохода
Роберт Фултон и рисунок его первого парохода

Затем Фултон запатентовал свое изобретение и построил ещё 11 кораблей с улучшенными характеристиками, а также один военный пароход "Фултон 1" до окончания строительства, которого не дожил.

Со временем, благодаря ряду открытий, сделанных в области материаловедения, изобретению новых видов двигателей, а также введению новых методов перевозки грузов в логистике, корабельная отрасль эволюционировала в мирового гиганта. От шаланды размером в современный автомобильный фургон до торгового судна размером с футбольное поле. Современные корабли имеют огромные размеры и способны перевозить сотни тысяч тонн грузов.

Современный круизный лайнер, почти повседневность для современного человека!
Современный круизный лайнер, почти повседневность для современного человека!

Современные торговые суда по типу перевозимого груза можно разделить на танкеры, которые перевозят жидкие грузы и сухогрузы, которые перевозят так называемые "сухие" грузы.

А какой тип кораблей перевозил сухое вино? Ответ пожалуйста напишите в комментариях!

Самым большим танкером считается TI Europe — один из четырех одинаковых супертанкеров (их тип обозначают, как ULCC — ultra-large crude carriers) класса TI, построенных в 2002. Размер данного судна: в длину составляет 379 метров, в ширину 68 метров, осадка 25 метров, дедвейт 441 тыс. тонн.

Дедвейт - это полная грузоподъемность судна, масса всех грузов, которые может принять судно. В дедвейт входит масса полезно груза (чистая грузоподъемность), судовых запасов (топливо, вода для парогенераторов, смазочное масло, пресная вода и провизия для экипажа, расходные материалы и пр.), экипажа и др. переменных в процессе эксплуатации судна.

Самым большим сухогрузом до недавнего времени считался суперконтейнеровоз Maersk Mc–Kinney Moller принадлежащей компании Maersk, но в 2017 году его сместил другой суперконтейнеровоз OOCL Hong Kong размеры которого составляет: 399,87 метра в длину, 58,8 метра в ширину, дедвейт 191 тыс. т, осадка 32,5 метра. Вместимость данного судна составляет 21 тыс. TEU.

TEU (от англ. Twentyfoot Equivalent Unit) - это единица измерения, показывающая сколько двадцатифутовых контейнеров можно погрузить на один контейнеровоз

Это на 3 тыс. TEU больше, чем у контейнеровоза компании Maersk, но лидерство по морским перевозкам до сих пор остаётся за Датской компанией Maersk и это не удивительно, ведь предками датчан являются великие мореходы - викинги.

Два самых крупных судна - перевозчика груза, каждый лидер  в своем классе!
Два самых крупных судна - перевозчика груза, каждый лидер в своем классе!

Maersk - датская компания, основанная капитаном Петером Мэрск Мёллером и его сыном Арнольдом Петером Мёллером в 1904 году, головной офис расположен в Копенгагене. Годовой оборот этой компании составляет в среднем около 25,85 млрд. евро.

Кalmar  за работой !
Кalmar за работой !

В России тоже существуют крупные мореходные компании. Аналогом Датской компании в России является Росатомфлот, как это понятно из названия это государственная компания, которая занимается эксплуатацией и обслуживанием российских атомных ледоколов на северном морском пути. База ледоколов располагается в городе Мурманск, а ледоколы используются для прокладывания пути гражданским судам других зарубежных компаний, освобождению их из ледяного плена, перевозки грузов для северных экспедиций, организации туристических маршрутов на северный полюс.

Например, путешествие в Антарктиду – стоимость, которого на одного человека в среднем составляет около 2 млн. рублей.

Представители РОСАТОМФЛОТа
Представители РОСАТОМФЛОТа

Остальные же Российские коммерческие морские перевозчики переживают не лучшие времена. Их транспорт используется в основном в перевозках массовых грузов в сообщении река - море, а также осуществляет завоз грузов в районы, где водный транспорт единственно возможный. Множество Российских кораблей ходят под «удобным флагом» и почти не используются в международных перевозках.

Удобный флаг - («дешёвый» флаг) — экономико-правовой термин, которым называют совокупность условий, предоставляемых правительством страны нерезидентам — владельцам иностранных судов, готовых ходить под флагом страны, которая предоставляет эти условия.
«Удобный» флаг, как правило, обеспечивает судну режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки портовых сборов в большинстве портов мира, так как практически все государства, предоставляющие свой удобный флаг, не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени.

На основании проведенных подсчётов и мнении современных исследователей, могут быть выделены основные проблемные группы, требующие наискорейшего решения, чтобы РФ была достаточно конкурентоспособна в сравнении с зарубежными участниками рынка водных перевозок.

1 группа – это нехватка выделяемых финансовых средств на развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, портов и портовых терминалов направленных на улучшения условий и качества доставок, и перевозок в целом.

2 группа – техническая неподготовленность судов их физическая и моральная изношенность ввиду значительного срока их эксплуатации.

3 группа – это слабое взаимодействие с прочими видами транспорта, организация смешанных процессов перевозки на достаточно низком уровне.

"Стоянка" кораблей где-то в России!
"Стоянка" кораблей где-то в России!

Тем не менее водный транспорт России ежегодно в среднем перевозит 138 435, тыс. тонн грузов, имеет среднегодовой грузооборот в 112 345 млн. тонно-километров, средняя дальность перевозки груза 812 км, а средняя расценка за пройденный километр водного транспорта (приняты средние значения морского и речного транспорта) составляет всего около 6 руб/км. Средняя зарплата капитана (приняты средние значения морского и речного транспорта) составляет от 250-300 тыс. руб.

Вот так выглядит капитанская рубка!
Вот так выглядит капитанская рубка!

Корабли на сегодняшний день серьезно уступают самолётам и поездам в скорости перевозки пассажиров. Они почти перестали использоваться на пассажирских деловых маршрутах и в основном осуществляют туристические круизы. Уступают автомобилям в мобильности перевозки, но все же не заменимы в перевозке грузов в международном сообщении между континентами.

Спасибо, что дочитали сию статью до конца, обязательно ознакомьтесь со статьями про другие виды транспорта (Автомобильный и Железнодорожный транспорт) и помните, что женщина на корабле - к несчастью. Но, как говорят моряки дальнего плавания, изголодавшиеся по женскому обществу: не было бы счастья, да несчастье помогло!