Всем доброго время препровождения! Мы продолжаем цикл наших путешествий и сегодня мы рассмотрим водный транспорт!
Водный транспорт - это вид транспорта, который перевозит грузы и пассажиров по водным путям с помощью судна.
Судно (Искон. Др.рус. производное от судъ «сосуд, посуда») - плавучее средство, предназначенное для выполнения каких-либо работ в зависимости от преследуемых целей. Судна бывают по способу погружения надводные и подводные; по своему назначению подразделяются на транспортные, промысловые, технические, вспомогательные, специальные; по виду сообщения бывают: внутриводные и морские, последние обладают мореходностью - это способность судна совершать безопасные походы по морю в любую погоду, сохраняя живучесть корабля при его повреждении.
Водный транспорт обладает определенными преимуществами и недостатками.
Преимущества водного транспорта:
- Самая низкая стоимость перевозок (особенно на значительные расстояния);
- Мобильность. В зависимости от спроса и предложения на тоннаж, суда легко переключаются с одного маршрута на другой в международном сообщении;
- Большая грузоподъёмность судов обеспечивает возможность перевоза значительных партий груза;
- Неограниченная пропускная способность морских путей;
- Незаменимость водного транспорта в силу географических особенностей.
Недостатки водного транспорта:
- Зависимость от работы портов;
- Ограниченная пропускная способность портов;
- Зависимость от климатических условий;
- Низкая скорость сообщения.
Низкая скорость сообщения этого вида транспорта, наверное, самый весомый недостаток из всех, так как водный транспорт в настоящее время почти перестал использоваться для деловых пассажирских перевозок. Зато остаётся популярным в туристическом направлении.
Такое угасание деловых пассажирских перевозок у водного транспорта было не всегда и наблюдается всего лишь несколько десятков лет, а виновником этого является развитие пассажирской авиации, ведь почти всю человеческую историю основным средством перемещения с континента на континент у человека было судно. Вспомните историю знаменитой классики, как молодой Вито Корлеоне спасаясь от сицилийской мафии бежит в Нью-Йорк, а прибывает он туда на корабле, ведь авиационного транспорта тогда еще не было.
История создания самого первого корабля в мире точно не известна и датируется отметкой несколько тысяч лет до нашей эры. Мы не будем углубляться так далеко и остановимся на первом привычном современному глазу кораблю - состоящего из железа и дерева, работающего на пару и называемом пароходом.
2 августа 1803 года, 217 лет назад на реке Сене необычное судно, шло против течения, без весел и парусов со скоростью 3 узла (5,5 км/ч) - это был первый успешный самоходный корабль, работающий с помощью парового двигателя. Длина судна была 20 м, а ширина 2,4 м. Его изобретателем был Роберт Фултон американский инженер, изобретатель, художник и подводник.
Затем Фултон запатентовал свое изобретение и построил ещё 11 кораблей с улучшенными характеристиками, а также один военный пароход "Фултон 1" до окончания строительства, которого не дожил.
Со временем, благодаря ряду открытий, сделанных в области материаловедения, изобретению новых видов двигателей, а также введению новых методов перевозки грузов в логистике, корабельная отрасль эволюционировала в мирового гиганта. От шаланды размером в современный автомобильный фургон до торгового судна размером с футбольное поле. Современные корабли имеют огромные размеры и способны перевозить сотни тысяч тонн грузов.
Современные торговые суда по типу перевозимого груза можно разделить на танкеры, которые перевозят жидкие грузы и сухогрузы, которые перевозят так называемые "сухие" грузы.
А какой тип кораблей перевозил сухое вино? Ответ пожалуйста напишите в комментариях!
Самым большим танкером считается TI Europe — один из четырех одинаковых супертанкеров (их тип обозначают, как ULCC — ultra-large crude carriers) класса TI, построенных в 2002. Размер данного судна: в длину составляет 379 метров, в ширину 68 метров, осадка 25 метров, дедвейт 441 тыс. тонн.
Дедвейт - это полная грузоподъемность судна, масса всех грузов, которые может принять судно. В дедвейт входит масса полезно груза (чистая грузоподъемность), судовых запасов (топливо, вода для парогенераторов, смазочное масло, пресная вода и провизия для экипажа, расходные материалы и пр.), экипажа и др. переменных в процессе эксплуатации судна.
Самым большим сухогрузом до недавнего времени считался суперконтейнеровоз Maersk Mc–Kinney Moller принадлежащей компании Maersk, но в 2017 году его сместил другой суперконтейнеровоз OOCL Hong Kong размеры которого составляет: 399,87 метра в длину, 58,8 метра в ширину, дедвейт 191 тыс. т, осадка 32,5 метра. Вместимость данного судна составляет 21 тыс. TEU.
TEU (от англ. Twentyfoot Equivalent Unit) - это единица измерения, показывающая сколько двадцатифутовых контейнеров можно погрузить на один контейнеровоз
Это на 3 тыс. TEU больше, чем у контейнеровоза компании Maersk, но лидерство по морским перевозкам до сих пор остаётся за Датской компанией Maersk и это не удивительно, ведь предками датчан являются великие мореходы - викинги.
Maersk - датская компания, основанная капитаном Петером Мэрск Мёллером и его сыном Арнольдом Петером Мёллером в 1904 году, головной офис расположен в Копенгагене. Годовой оборот этой компании составляет в среднем около 25,85 млрд. евро.
В России тоже существуют крупные мореходные компании. Аналогом Датской компании в России является Росатомфлот, как это понятно из названия это государственная компания, которая занимается эксплуатацией и обслуживанием российских атомных ледоколов на северном морском пути. База ледоколов располагается в городе Мурманск, а ледоколы используются для прокладывания пути гражданским судам других зарубежных компаний, освобождению их из ледяного плена, перевозки грузов для северных экспедиций, организации туристических маршрутов на северный полюс.
Например, путешествие в Антарктиду – стоимость, которого на одного человека в среднем составляет около 2 млн. рублей.
Остальные же Российские коммерческие морские перевозчики переживают не лучшие времена. Их транспорт используется в основном в перевозках массовых грузов в сообщении река - море, а также осуществляет завоз грузов в районы, где водный транспорт единственно возможный. Множество Российских кораблей ходят под «удобным флагом» и почти не используются в международных перевозках.
Удобный флаг - («дешёвый» флаг) — экономико-правовой термин, которым называют совокупность условий, предоставляемых правительством страны нерезидентам — владельцам иностранных судов, готовых ходить под флагом страны, которая предоставляет эти условия.
«Удобный» флаг, как правило, обеспечивает судну режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки портовых сборов в большинстве портов мира, так как практически все государства, предоставляющие свой удобный флаг, не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени.
На основании проведенных подсчётов и мнении современных исследователей, могут быть выделены основные проблемные группы, требующие наискорейшего решения, чтобы РФ была достаточно конкурентоспособна в сравнении с зарубежными участниками рынка водных перевозок.
1 группа – это нехватка выделяемых финансовых средств на развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, портов и портовых терминалов направленных на улучшения условий и качества доставок, и перевозок в целом.
2 группа – техническая неподготовленность судов их физическая и моральная изношенность ввиду значительного срока их эксплуатации.
3 группа – это слабое взаимодействие с прочими видами транспорта, организация смешанных процессов перевозки на достаточно низком уровне.
Тем не менее водный транспорт России ежегодно в среднем перевозит 138 435, тыс. тонн грузов, имеет среднегодовой грузооборот в 112 345 млн. тонно-километров, средняя дальность перевозки груза 812 км, а средняя расценка за пройденный километр водного транспорта (приняты средние значения морского и речного транспорта) составляет всего около 6 руб/км. Средняя зарплата капитана (приняты средние значения морского и речного транспорта) составляет от 250-300 тыс. руб.
Корабли на сегодняшний день серьезно уступают самолётам и поездам в скорости перевозки пассажиров. Они почти перестали использоваться на пассажирских деловых маршрутах и в основном осуществляют туристические круизы. Уступают автомобилям в мобильности перевозки, но все же не заменимы в перевозке грузов в международном сообщении между континентами.
Спасибо, что дочитали сию статью до конца, обязательно ознакомьтесь со статьями про другие виды транспорта (Автомобильный и Железнодорожный транспорт) и помните, что женщина на корабле - к несчастью. Но, как говорят моряки дальнего плавания, изголодавшиеся по женскому обществу: не было бы счастья, да несчастье помогло!