В конце ноября на фестивале «Кино без барьеров» я посмотрела симпатичную американскую короткометражку 2019 года режиссера Эрики Девис-Марш про девушку, которая хочет стать танцовщицей. Фильм есть на Ютубе с английскими субтитрами. На фестивале он шел под названием «Своя-чужая», которое вполне соответствовало теме. Героиня фильма Алекс – слышащая дочь глухих родителей, для которой жестовый язык едва ли не роднее звукового. К тому же, ее отец любит играть на барабане, и маленькая дочка начала танцевать именно по его аккомпанемент… Однако в оригинале у фильма другое название – CODA . В самом начале ленты главная героиня поясняет: эта аббревиатура расшифровывается как Child of Deaf Adults, то есть «Дети глухих родителей».
В начале февраля другой американский фильм с тем же названием CODA получил сразу 4 приза (в том числе главный) на национальном американском кинофестивале независимого кино «Сандэнс» 2021 года. В российских рецензиях он так и назван: «Дети глухих родителей». Судя по пересказам, проблемы, которые поднимает его режиссер Шан (в другой транскрипции Сиан) Хедер, созвучны фильму, который видела я. Его 17-летняя героиня – главный посредник между миром слышащих людей и собственной семьей, состоящей из глухих родителей и брата, который тоже не слышит. Случайно у нее обнаруживается сильный голос. Девушка хочет продолжить учебу в музыкальном колледже, но одновременно боится оставить родных без поддержки…
Посмотреть второй фильм мне пока не удалось. Однако очевидно, что на волне обострения борьбы за права всяких-разных социальных меньшинств проблемы этой группы тоже привлекли внимание деятелей киноиндустрии, пусть пока и малобюджетной. И не просто привлекли, но и помогли своим создателям добиться определенного успеха. Впрочем, по крайней мере, для Эрики Дэвис-Марш этот интерес не был случайным. Режиссер рассказала, что он возник после того, как избранник ее сестры оказался глухим. Эрику, которая много лет работала танцовщицей, поразила пластика людей, которые общаются с помощью жестового языка, и она захотела поделиться этим открытием со зрителем.
И в короткометражке 2019 года, и в драме 2021 конфликт разрешается в духе инклюзивного общества. Одной героине удается начать учебу в колледже, другая становится живым мостом, сумевшим соединить два «берега» – здоровых танцовщиков и глухих любителей музыки и танцевальной пластики. При этом стать «мостом» Алекс удалось только после того, как она осознала: ей не нужно скрывать того, что она выросла среди глухих людей и чувствует себя там совершенно свободно. Наоборот, этот опыт, как и воспоминания о ритме отцовского барабана, помогли придать ее танцу особое звучание, сделав девушку лидером группы.
Однако сама проблема, думается, гораздо сложнее и драматичнее. Не секрет, что сообщество людей с нарушениями слуха по всему миру является одним из самых закрытых. Вынужденные пользоваться особым языком, они невольно обособляются от остального общества. Некоторые радикалы называют свою глухоту не недостатком, а проявлением некой «субкультуры». (В короткометражке эта тема звучит достаточно громко.) Многие создают семьи, в которых, в зависимости от диагноза родителей, могут рождаться как глухие, так и слышащие дети, которые, едва заговорив, оказываются в роли переводчиков своих мам и пап. Согласитесь, не самая простая роль для ребенка. Часть из них впоследствии становятся сурдопереводчиками, пожизненно оставаясь на грани двух миров.
Два американских фильма слегка приоткрыли для зрителей внутренний мир таких людей, наметили некоторые проблемы, которые те вынуждены решать. Хочется верить, что это поможет всему обществу научиться ценить неповторимость каждого, а не хамелеоновское умение приспосабливаться к среде.