4 марта 2021 года до российских кинотеатров добрался американский подростковый экшен/триллер «Беги, прячься, бей» (Run Hide Fight), рассказывающий о теракте в американской школе, устроенном её же учениками. «Я люблю кино» объяснит, почему этот фильм стоит посмотреть, несмотря на чудовищно низкие оценки критиков.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.
«Беги, прячься, бей» повествует о девочке-старшекласснице Зои (Изабель Мэй), которая после смерти матери от рака живёт с отцом — крутым военным (Томас Джейн). В первой же сцене папа учит дочь стрелять из снайперской винтовки и добивать жертву, если она не умерла сразу. Нетрудно догадаться, что сей навык героине пригодится в дальнейшем.
Сердца девушки добивается её чернокожий друг Льюис (Олли Шолотан), который намеревается позвать её на выпускной бал. Вместе они приходят в школу, но день проходит не так, как обычно: харизматичный учащийся Тристан Вой (Элай Браун) вместе с небольшой компанией друзей захватывает остальных детей в заложники и, как полагается, начинает вести интернет-стрим. Вот только Зои по счастливой случайности избежала попадания в плен, и теперь юным террористам придётся испытать на себе её гнев, помноженный на начальную военную подготовку.
Фильм получил крайне негативные отзывы англоязычных критиков, которые пишут, какой он глупый и примитивный. Это резко контрастирует с неплохими оценками зрителей, и причина такого раскола, видимо, лежит в политической плоскости: «Беги, прячься, бей» выпущен консервативным американским медиа The Daily Wire, резонирует с больной для нынешних США темой «захвата Капитолия» и потому был обречён на разгромные рецензии от тамошних «либералов» вне зависимости от чисто кинематографических аспектов.
Если не знать подтекст и просто посмотреть фильм, то понять причину ненависти критиков сложно: перед нами действительно достойный представитель своего жанра, держащий в напряжении от начала и до конца благодаря изобретательному и довольно жестокому экшену, хорошим диалогам и убедительной актёрской игре. Хорошо смотрится как молодая исполнительница главной роли, так и команда ветеранов: Томас Джейн, Рада Митчелл (призрак мёртвой матери, постоянно являющийся перед девочкой) и Трит Уильямс (потрёпанный шериф).
Боевик удачно дополняется драматической линией о внутреннем гневе героини, потерявшей мать и закрывшейся от мира. В какой-то момент создатели даже выводят эту линию на первый план, демонстрируя нам что-то вроде «Голоса монстра» и других фильмов, где развлекательный жанр является всего лишь оболочкой для глубинных переживаний героя, но затем всё-таки решают вернуться на путь экшена. Есть в картине и неплохой юмор (так, лидер террористов заявляет: «Хорошая штука в том, что мы не нацисты»).
В попытках обосновать свой негатив критики сравнивают «Беги, прячься, бей» с «Крепким орешком» (при том, что всё сходство сводится к фабуле «герой против террористов»), а главного злодея — с Джокером из «Тёмного рыцаря» (архетипический злодей-«контркультурщик», на сравнение с которым теперь обречены все подобные персонажи). Действительно, мотивация террористов прописана поверхностно и шаблонно, но это скорее не минус, а плюс: перед нами ведь террористы-подростки. Да и раньше (в том же «Крепком орешке») это никому не мешало.
Как ни странно, в нынешней Америке уже сложно снимать захватывающее кино, не вкладывая в него ничего слишком серьёзного. Голливуд из «фабрики грёз» неуклонно превращается в «фабрику политической агитации и пропаганды», причём уже не для внешнего, а для чисто внутреннего пользования.
Тем ценнее фильмы, напоминающие о том, в чём американское кино действительно не имело конкурентов — в зрелищности и техническом совершенстве. «Беги, прячься, бей» — отличный пример такого кино, не отягощённого «социальными смыслами», но позволяющего погрузиться в волнующую ситуацию из реальной жизни. Кино, которое всё чаще с восторженным придыханием называют «олдскульным» и которое, даст Бог, научатся снимать где-то ещё.