В Сибири XIX века остро встал вопрос – дороги. Вроде бы всего много, сырья, сельхозпродуктов, шкуры, рыбы, а вот только с торговлей не получалось. Слишком дорого возить туда-сюда, медленная окупаемость, и риски большие.
В прошлых статьях я уже писал об экспедиции Кушелевского. Ссылки в конце статьи, а сейчас продолжу.
Но сначала небольшое лирическое отступление. Мне всегда было обидно за тех, обычны людей, на плечах которых держались все проекты. Ведь вся история помнит имена только руководителей. Ну да, они были инициаторами, идейными вдохновителями, на них лежала ответственность. Именно они смогли вдохнуть в свои мечты жизнь, исполнить свои самые дерзкие желания. Но, как обычно, весь успех держался на безвестных помощниках, которые попадали в водоворот их кипучей деятельности, вдохновлялись их идеями или деньгами, и шли до конца. К сожалению, предательства и здесь были не редкостью, но такова человеческая натура. К сожалению, современники очень быстро забывали имена сподвижников героев. Очень редко в честь спутников называли какие-нибудь острова или речки. Почему-то общество не хотело знать, что они выносили все тяготы пути наравне с руководителем. И если бы не они, эти безвестные помощники, то многие экспедиции просто-напросто бы не вернулись домой, бесславно сгинув в неведомых дебрях. И кто знает, чего бы лишилось человечество, если бы не их незаметная, но незаменимая помощь.
И если помыслы организатора ясны с самого начала, или по прошествии многих лет тайное становилось явным, то, что двигало этими добровольными помощниками, часто остается загадкой. И никого это почему-то не интересует. А жаль.
Жаль, что этих маленьких людей, на которых держится весь мир, не увековечивают в камне и бронзе. Им не достаются почести и награды, почему-то всеми изначально считается, что они просто выполняли свой долг. Или отрабатывали свои деньги.
Кушелевский тоже не стал исключением, когда в феврале 1863 года начал искать спутников во вторую экспедицию. Теперь он хотел найти судоходный путь от порта на Печоре до Оби, через горы Полярного Урала.
Неприятности неотступно следовали за ним. Сначала заболели тифом корабелы и сгорели все закупленные товары. Но все же десятого мая шхуна «Таз» была спущена на воду.
Ему нужны были опытные матросы. Но знающих матросов отправиться в это авантюрное плавание не находилось. Тогда он решился на крайнее и оригинальное средство. Его поверенный в Тобольске, прошёлся по местным кабакам и завербовал шестнадцать человек. Тогда это была не проблема, Тобольск славился своими пьяницами. Большинство из них не только к морю, но даже к реке не имели никакого отношения. В экипаже были сапожники, кузнецы, портные, кучера, столяры, и даже один шорник. Объединяло их только одно - все они любили выпить горькую. Как это часто бывало, в дальние северные экспедиции уходили те, кому терять в этом мире уже было нечего. Собранная команда несколько раз дружно пропивала всю выданную форму, пока на прямо судне не был выставлен полицейский надзор. Только так удалось наладить хоть какое-то подобие дисциплины.
Но надо отдать им должное, все достойно справились со своими обязанностями и стали заправскими моряками. Пьянство на судне было невозможно, ибо путешествие проходило в нелёгких условиях, так что «сборной тобольских кабаков», как метко и с долей иронии назвал свою команду Кушелевский, пришлось по-настоящему приняться за работу, чтобы победить разбушевавшуюся реку. Так что для них выбор был прост и невелик: либо вино и неотвратимая смерть, либо победа.
В июле они прибыли в Обдорск, отсюда начинался наиболее трудный и малоизученный путь. Карта, которой располагал Кушелевский, оказалась очень неточной. Поэтому по дороге командир, да и сами матросы давали названия безымянным островам, мысам, протокам, которых в этом краю оказалось превеликое множество. Не все названия впоследствии прижились, например, колоритные названия мыс Досады или мыс Преображения, сейчас уже никто не вспомнит, а вот мыс Находка, Парусный, Круглый встречаются и в современных лоциях. После многочисленных и опасных перипетий шхуна бросила якорь у часовни Василия Мангазейского, на реке Таз. Здесь решено было построить пристань. Сам же Юрий Иннокентьевич нанял небольшую лодку, взял пять человек местных самоедов и двинулся в верховья реки Таз. Стремительно надвигалась осень, озера стали покрываться первым ледком, но он все-таки достиг водораздела между реками Таз и Енисеем. Кажется, цель была достигнута. Но он решил идти дальше, а неприятности последовали за ним. Вскоре его бросили проводники, испугавшись что из-за морозов не смогут вернуться домой. Как писал сам Кушелевский, со мной остался «только крепко заснувший остяк Николка». Им пришлось преодолеть около пятисот верст по «совершенно пустынной, с непроходимыми лесами местности». Чего это им стоило, остается только догадываться. Все же они добрались до Туруханска. Оттуда на легкой почтовой лодочке он отправился дальше. На Енисее уже поднималась шуга, зима открыто предъявляла свои права. Переправившись через своенравную реку, путешественникам предстояло идти дальше в Красноярск. По совету знающих ямщиков было решено переходить одно из озер по льду. Но тонкий лед обломился. Кушелевский вспоминал:
«Не доставая ногами дна, мы стали хвататься за льдины и, ухватившись за брошенные оставшимся на берегу ямщиком вожжи, успели кое-как вылезти на берег. Не имея переменного платья, я принуждён был в этом же, сначала мокром, а потом замёрзшем, сесть на лошадь и ночью в лесу пробираться в деревню кругом озера на расстоянии 20 вёрст, по кривой тропинке, едва проходимой для лошади. С лошади меня сняли полуживого. Правая рука и нога окоченели. Кое-как меня оттёрли. Баня и отдых в тёплой квартире восстановили мои силы».
Уладив дела в Красноярске, Кушелевский решил возвращаться в Обдорск. Но несчастья снова шли за ним по пятам, только в этот раз в виде волков. Из двадцати оленей, два были зарезаны хищниками, остальные олени были так измучены волчьей погоней, что едва могли стоять на ногах. Но тут путешественникам повезло, они встретили старого знакомого Кушелевского, самоеда Лабари. Выказывая большое уважение к ученому, он приказал подобрать белых рысаков. Резвые олени были очень кстати, так как зимнее купание не прошло даром, у Кушелевского на ногах стала развиваться цинга. В середине января они благополучно добрались до Обдорска. Кушелевский с наслаждением вспоминал:
«Теплый дом, ласковый и приветливый уход за мною, довольство жизнью и приятные надежды в будущем, кажется, могли бы скоро изгладить неприятное расстройство от путешествия на маленькой нарте. Рассчитывая на отдых, я ошибся: проклятая цинга вычернила мне ноги до колен и мучила три месяца».
Несмотря на пережитое, Кушелевский не успокоился. Весной 1864 года он в третий раз пытается найти удобный путь через Полярный Урал. На небольшой лодке с рабочими он уходит вверх по Оби и добирается до реки Войкар. В этот раз удача сопутствует неутомимому сибирскому исследователю. Проведя промеры глубин, он убеждается, что по Войкару вполне могут пройти мелкосидящие суда. Для этого необходимо было поставить запруды на некоторых протоках, и тогда строптивая река сможет послужить на благо Родины.
В его путевых записях сохранилось немало восторженных отзывов о северной природе. А Полярный Урал привел его в полный восторг:
«Я долго смотрел на эту картину и удивлялся сочетанию дикости природы в одно изящное целое».
Вот так восторгаясь горами, он достиг двух небольших озер, из которых речки вытекали в противоположные стороны. По системе речек он спустился до Печоры. Водный путь через Урал был найден. Вернувшись в Обдорск в конце августа, он встретил свою шхуну и свой доблестный экипаж бывших завсегдатаев тобольских кабаков. Они доставили более 4 тысяч пудов графита. Но, к сожалению, их самоотверженный труд пропал даром, из-за таможенных проволочек весь графит успели испортить дожди и, как всегда не вовремя, выпавший ранний снег.
Но все же Кушелевский победил. Он корреспондировал во влиятельную столичную газету «Биржевые ведомости»:
«Могу сказать, что давнишняя мысль о соединении Сибири с Печорским портом осуществлена, и внешняя торговля в настоящее время делается доступною для Сибири, что может послужить к быстрому её развитию во многих отношениях. Я достиг своей цели».
Если статья была интересна, оставляйте комментарии и т.н. "лайк". Не забудьте подписаться.
Ваш В.Л.