Найти в Дзене
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Сюзанна Десмонс, баронесса Байенс, «Прельстительный ангел, дитя Парижа». К истории портрета.

Оглавление

Предисловие.

· Она была истинное «дитя Парижа», Сюзанна Десмонс, очаровательная брюнетка в воздушных платьях, тонко облегающих фигуру, с обязательным бантом - бандо в волосах. Но и лента не могла никак сдержать ее непокорность, своенравие, как то утишить, загасить пламя характера. Неизъяснимое очарование этой женщины столь ошеломило маэстро де Ласло, что он не хотел оканчивать ее портрета и делал различные этюды и наброски несколько раз.

Штрихи к портрету.

Баронесса Байенс, урожденная Сюзанна Десмонс, родилась в семье крупного землевладельца была единственной наследницей виноградников и земель в Бордо, потому что ее единственный брат Андре Десмонс, в молодости погиб на полях Первой мировой, а точнее, в битве на Марне, в 1914 году.

Она появилась на свет на набережной Д. Орсе, 25, в Париже, в 1884 году, росла избалованной, но тонкой и порывистой натурой, и это всегда и полно сглаживало капризы.

Озорная, порывистая красавица вышла в 1903 году замуж за барона – сенатора Марселя Байенса, родила ему в 1905 году сына, но каждый из супругов жил своею жизнью. Мадам баронесса собирала коллекцию антиквариата и редкостей - гравюр восемнадцатого века, а барон упоенно занимался светской жизнью, политикой и другими красавицами и, в конце концов, получил орден Почетного легиона.

А баронесса стала любовницей главного редактора «Фигаро», Гастона Кальметта. Он то и уговорил маэстро де Ласло писать портрет элегантной красавицы, и обещал картине независимый и ошеломляющий успех.

-2

Штрихи к жизни.

Успех был. Картина выставлена была в салоне Национального общества изящных искусств и произвела фурор!

О картине писали весьма восторженно критики и зрители, отмечая необычайную смелость, изысканную нежность тонов и красок, цветов палитры и их утаенную гармонию.

Одухотворенная энергичность видна ясно и в позе натурщицы – она словно внезапно остановилась в порывистом движении - и в блестящих ее голубых глазах и крупных локонах прически. На одном из этюдов Ласло де Ламбо баронесса Байенс изображена в модном токе – берете со страусовыми перьями, взгляд ее устремлен на зрителя прямо и с вдохновенно дерзновенной смелостью.

Она была смелой всю жизнь. Занималась ставками на фондовой бирже, что было большой дерзостью для любой француженки в то время.
«Фигаро» шутило о баронессе, то она может укротить любого и с успехом прокатиться не только верхом / она была великолепной наездницею/, но и на собачьей упряжке. Например, где – нибудь в Нормандии. Может быть, так оно и было. Нет обратных доказательств, чтобы усомниться.

Эпилог.

Баронесса Сюзанна Марсель де Байенс умерла в преклонном возрасте, в 1949 году, в Париже. Она надолго пережила своего друга маэстро Ласло, который столь ею очаровался, что написал три ее портрета. Правда наследники художника писали о том, что один из этюдов был уничтожен по просьбе маэстро Филиппа. Он не терпел несовершенств. Но мне кажется, такое объяснение – очередная легенда.

 карандашный рисунок утраченного портрета баронессы Марсель Байенс.
карандашный рисунок утраченного портрета баронессы Марсель Байенс.

_________________________________

@Лана Астрикова. Авторский текст.