Автор: Hoomkeen.
Вслед за кораблем, который уносит Галлу Плацидию и её двух маленьких детей прочь из Равенны, наша история летит на восток и прежде, чем изгнанная своим братом женщина предстанет перед своим племянником Феодосием II, окинем взглядом восточную часть империи, для того, чтобы понять, как может ошеломить многолюдье Константинополя - нового центра торговли, политики, религии и, возможно, всего цивилизованного мира в начале пятого века.
Пока западная часть империи боролась за контроль над провинциями с проникшими на её территорию племенами варваров, попутно теряя отдаленные области и население, восточная часть империи оставалась многолюдной и политически целой. Да, северные территории непрерывно беспокоили гунны, но это были привычные для Римской империи пограничные сражения и переговоры. На востоке всё ещё правил царь царей Йездигерд I, дружески расположенный к подрастающему Феодосию, благоволящему христианам и империя наслаждалась покоем, не ожидая ударов ни с запада, ни с востока. Египет - житница империи исправно снабжал население хлебом, а южные племена были слишком малочисленны чтобы создавать серьёзную угрозу.
Совсем другое дело творилось во внутренней жизни страны - смешение огромного числа языков и народов, вероисповеданий, постоянно появляющиеся ереси и трактовки учений, религиозные диспуты всех уровней гремели по крупнейшим городам империи. Второй Вселенский Собор в Константинополе 381 года учредил пятерку главных епископских кафедр христианской церкви (так называемая пентархия), в городах: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим.
И если на западе весь церковный авторитет расположился в Риме, то на востоке империи было сразу четыре равноправных центра религиозной жизни. Вся общественная жизнь кипела вокруг борьбы многочисленных церквей, течений, догматических споров, духовных практик и кровавых околоцерковных разборок. Епископы приходили на соборы с толпой вооруженных сторонников, монахам раздавалось оружие, простой люд поощряли атаковать противников, иначе трактующих писание, на администрацию государства постоянно давили с целью притеснения еретиков и иноверцев. Набожная Пульхерия, старшая сестра императора, которая в те годы активно участвовала в управлении государством, позволяла авторитету церкви вмешиваться во все сферы жизни страны.
Живший в те годы епископ иерусалимский Иоанн II во время церковных дебатов отлучил от церкви проживавшего в Вифлееме знаменитого Иеорнима Стридонского. В пылу религиозных споров это, правда, забылось, но ссора между церковными деятелями так никогда и не угасла.
В Антиохии в эти годы зародилось столпничество - интересный вид монашества и аскезы, когда человек уединяется не в тёмную келью или пещеру, а живет на верхушке каменного столба. Основатель этого движения - Симео́н Сто́лпник чем только не прославился, истязал свою плоть всеми дозволенными способами, например много лет жил на дне сухого колодца - но, наконец, нашел призвание читать молитвы для паломников, проводя жизнь на вершине каменного столба. Император Феодосий II очень его, кстати, уважал и приезжал за советом.
А в Александрии в те годы епископом был Кири́лл Александри́йский, - учитель Церкви, столп веры и печать всех отцов. В те годы епископство Александрийское уже несколько поколений передавалось "по наследству". Несколько поколений подряд следующим епископом становился племянник предыдущего. Соответственно, до Кирилла правил его дядя Феофил, который отличился тем, что ссорился с Константинопольскими священниками (Иоанном Златоустом) и вооружил себе "гвардию" из нитрийских монахов.
Кирилл, придя к власти через ожесточенную борьбу с претендентами, активно продолжил дело дяди. Всё его правление это непрерывное написание книг и писем - тут он просто рекордсмен, держащий руку на пульсе религиозной мысли. При Кирилле также происходили постоянные бунты и волнения в городе, споры о власти с местным префектом, он инициировал изгнание иудеев из Александрии (одно из первых изгнаний после появления христианства), а также одна тёмная страница истории - жестокое убийство женщины - философа и математика Гипатии.
Дочь крупного ученого, Гипатия получила великолепное всестороннее образование, написала комментарии к арифметике Диофанта, изучала конические сечения, разрабатывала начала алгебры, астрономию, придерживалась передовой на тот момент философии неоплатонизма и не лезла в теологические дебаты. В её школе училось много христиан, так как там не навязывалась идеология, она не участвовала в споре некоторых философов неоплатоников с религией и пользовалась большим уважением в империи. Увы, прямо в момент продолжающейся борьбы епископа Кирилла с префектом Орестом, Гипатия, с которой Орест часто советовался по разным поводам, вдруг стала получать обвинения в колдовстве. Дескать именно из-за неё Орест, вместо того, чтобы ходить в церковь и слушаться Кирилла, предпочитает решать дела по-своему, советуясь с Гипатией и прочими лжемудрецами, черпающими советы не от бога а от лукавого.
В один день беснующаяся толпа неожиданно напала и растерзала несчастную женщину. Её долго били, издевались, сдирали кожу, потом проволокли по городу и даже, в каком-то странном порыве ритуала очищения сожгли тело за городом в месте, называемом Кинарон.
Расследование, организованное правительством, показало, что виновными следует признать парабаланов - группу христиан, придумавших весьма оригинальный способ попасть в рай. Так как в рай попасть хочется, а жизнь постоянно сопряжена с рисками нагрешить и не попасть в рай, парабаланы желали побыстрее умереть. Но, так как самоубийство считается грехом, умереть они хотели делая что-то доброе, например ухаживать за больными и умирающими людьми. Если вдруг вы, не дай бог, конечно, заболели чумой - в больницах того времени вас окружат заботой добровольные помощники - парабаланы. И не думайте, что таких людей было единицы - специальным указом императора деятельность парабалан ограничивалась в крупных городах некоторым числом, например не более 500 живых членов секты одновременно...
Смерть знаменитой уважаемой женщины, на самом деле, потрясла общество, потому что раньше христиане философов не трогали, и вообще не лезли в дела нерелигиозных людей. Никто впрямую не обвинял Кирилла в подстрекательстве к убийству, да и до сих пор спектр мнений по поводу этого события остается весьма широк, но, конечно, тень этого события не могла не лечь на Александрийского епископа, и остается мрачной страницей истории вообще и церкви в частности.
Прошло несколько веков, а люди продолжали помнить это событие, так что в X веке было выпущено житие св. мученицы Екатерины Александрийской. Жизнь святой до начала её страданий за веру сильно повторяет жизнеописание Гипатии, так что это напоминает попытку притянуть в церковное лоно все значимые события из истории. Бог им судья.
Помня всё это, дочь философа Леонтия из Афин, которой тот дал имя Афинаида, в честь языческой богини греков, предпочла крещение, сменила своё имя на Евдокию, и именно под таким именем вошла в историю как жена императора Феодосия Второго. Красивую и великолепно образованную девушку заметила сестра императора, Пульхерия, которая в те годы занималась государственными делами гораздо активнее своего брата и озаботилась поиском жены для тихого и набожного Феодосия самостоятельно. И Пульхерию и Евдокию ждут впереди многие приключения, связанные с религиозными спорами и дворцовыми интригами, и возможно мы ещё упомянем их в нашей истории...
Религиозная жизнь кипела и в соседней восточной стране - Сасаниды в те времена контролировали большую часть Армении и современный Ирак, в которых бурно множились христианские течения. Йездегерд I допустил в 410 году даже собор христиан, которые образовали своё епископство в Селевкии. Долгое время христиане мирно уживались с зороастрийцами, но постепенно их становилось всё больше, начались религиозные конфликты и после того как был сожжен один из храмов огня политика шаха вернулась к традиционно антихристианской, но было поздно.
Во время дальней поездки шаха из озера поднялся чудесный водяной конь, который ударом копыта в грудь убил Иездегерда. Был ли это дворцовый переворот недовольной элиты страны? Похоже на то. Наследник - старший сын шахшахида - был убит, а новым шахом, в результате долгих переговоров и кровавых испытаний со львами стал второй сын Бахрам V, ранее лишенный прав на правление отцом. Власть во дворце при этом захватили визири, на христиан начались гонения, появились религиозные беженцы и претензии к Византии (выдать христиан беглецов для суда и казни), в общем дело вернулось к традиционной вечной войне между Ираном и Византией...
Вот в такое общество, полное ариан, македониан, апполинаристов, новациан и савванитов, евномиан, валентиниан, гидропарастатов, монтанистов и манихейцев, ожидающее войны с персами с востока, набегов гуннов с севера и принимающее беглецов с разоряемого хаосом запада прибыла тётка императора Феодосия Галла Плацидия. Чем поможет родственнице Феодосий мы узнаем в продолжении...
Ссылки на начало нашего экскурса по тёмным векам:
- Рим перед своим падением