Найти тему

Трансактный анализ и распределение ролей в отношениях между мужчиной и женщиной

Оглавление

Известный американский психолог Эрик Берн разработал теорию трансактного анализа в своих работах еще в 1960 г., более популярным он стал в 1970г. и его популярность дошла и до наших дней, благодаря тому, что он предельно понятен, благодаря нему можно разобраться в себе, причинах конфликта, о том, как к Вам относится партнер, также о манипулятивных техниках в бизнесе и т.д., в общем, он широко применим.

Итак, вкратце рассмотрим теорию о трансактном анализе.

В каждом из нас живут как бы три человека, совершенно разных и не похожих друг на друга, это внутренний родитель, ребенок и взрослый. Т.е. три Я-состояния в которых находится человек и которые постоянно у него меняются с течением времени и коммуникации.

Внутренний взрослый – это такое состояние, в котором человек объективно смотрит на вещи, он умеет принимать решения, учиться на своих ошибках, расчетлив, умеет действовать, а если и обжигается, сразу находит пути решения своих ошибок и если есть неудачи, он не акцентирует ситуации на них и не зацикливается на этом. Он всегда переспросит, никого не обвинит и т.д.

Внутренний родитель – это тот образ, который мы с копировали с детства от наших пап и мам, это образ постоянно учит других, что им делать, поучает, рассказывает, излишне заботиться об окружающих, берет на себя ответственность, дает определенные установки типа: «сначала закончи институт – потом выйдешь замуж», «Ну кто так делает?!» «Вот раньше, в наше время было по-другому!» «Распустилась молодежь, а мы были совершенно другими!» и т.д. Внутренний родитель часто выступает в своей роли тогда, когда надо кого-то наставлять, поучать, позаботиться, воспитывать…

Внутренний ребенок – это то состояние, в котором мы пребывали в детстве, то, что мы чувствовали, о чем мечтали, то, чего мы хотим, наши капризы, наши мечты, наши творческие способности, наша любовь и наши желания. Сюда также входят дурачества и хорошее времяпровождение. Порой наше детство сопровождает нас всю жизнь и это образы, которые нас питают и, благодаря которым, мы всегда можем чувствовать себя молодыми.

Итак, трансакнтный анализ, это анализ Я-состояний, при которых один человек взаимодействует с другим, т.е. взаимодействия Я-состояний людей друг с другом, когда человек обращается к другому, то он посылает ему коммуникативный стимул, и ему от него приходит коммуникативный ответ, стимул и ответ - является единицей общения и называется трансакцией. Когда общаются два человека, они вступают в системные отношения.

Трансакции бывают параллельными (первого и второго типа), перекрещивающиеся и скрытые.

Параллельные транзакции первого типа – стимул и ответ в одном Я-состоянии. Бернс настаивает, что следует стремиться к общению Взрослый-Взрослый, так как это общение наиболее зрелое и продуктивное.

Параллельные транзакции второго типа – стимул в позиции Дитя, или Родитель, ответ соответственно Родитель, или Дитя. Такое общение неравноправное, так как Дитя зависит от Родителя.

Перекрещивающиеся транзакции – стимул подразумевается в модели Взрослый-Взрослый, но ответ по модели Родитель-Дитя. Такое взаимоотношение провоцирует конфликт.

Скрытые транзакции – направлены на взаимодействие человека с самим собой с позиции Дитя-Родитель или Родитель-Дитя.

Пример параллельных трансакций первого типа:

Стимул: Когда мы сегодня увидимся? Ответ: В половину шестого, завтра. В-В.

Здесь мы видим как происходит взаимодейсвие по двум Я-состояниям взрослого со взрослым.

Еще примеры:

Стимул: Сколько сейчас время? Ответ: Пол шестого! В-В

Стимул: Как проехать к поселку? Ответ: Езжайте вперед, потом налево. В-В

Стимул: Давай вместо уроков, пойдем в кино!? Ответ: А давай, отличная идея! Д-Д

Стимул: Пускай на улице снег, у меня красивая прическа, не буду надевать шапку. Ответ: Да, тебе так очень хорошо. Д-Д

Стимул: Вот молодежь распустилтилась, ишь какая, гуляет по ночам! Ответ: Во времена нашей молодости не такие все распущенные были! Р-Р

Стимул: Я же вечно говорю сыну, домашнее задание делай сначала в черновике! Ответ: Правильно делаешь и я своему так говорю и проверяю. Р-Р

Параллельный трансакции второго типа:

Стимул: Ты видел время!? Ответ: Ложится спать еще рано! Р-Д

Стимул: Но только половина шестого! Ответ: Не только, а уже! Тебе пора домой! Д-Р

Примеры перекрищавающихся транзакций (в них рождаются конфликты):

Стимул: Сколько сейчас времени? Ответ: У тебя же есть часы, ты что, не можешь посмотреть?! Стимул: В-В, Ответ: Р-Д

Стимул: Сколько сейчас времени? Ответ: Не могу разобраться, помоги мне, пожалуйста!

Стимул: В-В Ответ: Д-Р

Скрытые транцакции (манипуляции):

Стимул: Мне нужно узнать, который час. Сколько стоят часы? Ответ: Я могу предложить Вам эти часы, они точно показывают время, никогда не сбиваются, но из-за этого они стоят дорого. Стимул В-В, Ответ: Р-Д. Итог: Стимул: я не хочу переплачивать. Ответ: Мне нужно знать точное время, мне нужны эти часы, их нужно купить. Стимул Р-Д, Ответ Д-Р

Итак, теперь разберем, типы незрезых зависимых отношений и какие роли в них играют люди:

Стимул: Ты постоянно на работе, уделяешь мне мало времени. Ответ: Я зарабатываю деньги, они нам нужны, чтобы хорошо жить. Д-Р, Р-Д

В таких отношениях конфликт неизбежен, так как один из партнеров занимает незрелую, зависимую позицию, роль Дитя доминирует, что сподвигает его предъявлять необоснованные и нелогичные претензии. Второй партнер вынужден занимать роль Родителя, поучать, объяснять, наказывать, чем он ущемляет волю партнера и свое Взрослое Я-состояние.

Мой вотсап - 89889503507, буду рад вам помочь!)

-2