Беркли и дзен-центр Green Gulch
Нашими хозяевами в районе залива Сан-Франциско снова были Мино и Фусако.
Мино уехал из США в Канаду в 1968 году, чтобы избежать призыва в армию на Вьетнамскую войну по соображениям личной совести (позже он был помилован). Он познакомился с Фусако в Британской Колумбии в 1970 году, когда она и ее три дочери посетили деревню, где жил Мино. В 1970-х годах они провели вместе три года в LamaFoundation, духовном сообществе и ретритном центре в Нью-Мексико. Во время нашего визита у Мино была небольшая строительная компания в Беркли, а Фусако активно работала над проектами, которые способствовали социальной справедливости и миру во всем мире. Сенсей и Аяко-сан были рады нескольким дням относительной тишины и ценили время, проведенное за чашкой чая с Фусако и ее японскими друзьями.
В первый же день Сэнсэй попросил показать им огород на заднем дворе.
Мино и Фусако с опаской посмотрели друг на друга, затем Фусако сказала, что они предпочли бы не показывать его ему, потому что были слишком смущены его неопрятным состоянием. Этот отказ длился недолго. Когда сенсей что-то просит, вы в значительной степени должны подчиняться, и вскоре мы спустились по черным ступеням дома в сад. Он казался ярким, и все растения были хорошего цвета, но он зарос. Мино объяснил, что надеялся привести в порядок сад до прибытия Сэнсэя, но он был слишком занят на работе.
Сэнсэй пробирался сквозь сорняки и клевер, находя кое-где несколько овощей. Затем он широко улыбнулся и объявил, что это самый великолепный огород, который он посетил с момента приезда в Америку.
Он сказал, что другие сады, которые он видел, были просто голой землей с растениями, выстроенными рядами, как маленькие солдаты. Но в этом саду он чувствовал причастность к природе. «Это первый этап к семейному саду на основе натурального земледелия», - сказал он. «В первый год люди сеют семена, на второй год природа вносит коррективы, а на третий год боги создают для нас естественный сад». Сэнсэй даже на следующий день привел небольшую группу людей и провел там импровизированный семинар.
Одним из преимуществ составления маршрута было то, что я мог взять с собой Сенсея и
Аяко-сан в места, которые представляли для меня особый интерес, поэтому однажды я взял их на экскурсию по Беркли, начав с кампуса. Мы вошли через северные ворота, спустилися с холма через лесную местность, где росли некоторые прибрежные секвойи, пересекли Строберри-Крик по узкому пешеходному мосту и прошли мимо дома канцлера, прежде чем прибыть в Хилгард-холл. Это здание, в котором размещались кафедры почвоведения, питания растений и патологии растений, является одним из многих, спроектированных Джоном Галеном Ховардом в неоклассическом стиле Школы изящных искусств. Эти здания, построенные в начале 1900-х годов, образуют то, что считается «классическим ядром» кампуса. Они включают, среди прочего, Главную библиотеку, Греческий театр, Сатер-Гейт, Уиллер-холл, ЛеКонте-холл, великолепное здание Hearst Mining и самая известная достопримечательность кампуса, 307-футовая башня Сатер, более известная как Campanile, построенная по образцу Campanile Сан-Марко в Венеции. Мы вошли в Хилгард-холл и Я показал им классы и почвенные лаборатории; позже мы посетили теплицы для питания растений, которые находились в квартале от нас.
Мы также посетили и побеседовали с некоторыми из моих бывших профессоров, которые оказались поблизости летом. Мы поднялись на вершину Кампанилы, откуда открывался великолепный вид на весь Залив и мост Золотые Ворота. Затем мы пошли в Спроул Плаза и некоторое время сидели, погружаясь в атмосферу колледжа. Я рассказал им о давней традиции независимого мышления в Беркли, восходящей к рубежу веков, Движении за свободу слова в начале 1960-х, а также многочисленных шумных демонстрациях против войны во Вьетнаме, которые проводились на площади Спроул и часто выливались на улицы. Мы прошли по Телеграф-авеню, главной улице, ведущей к университетскому городку, с ее уличными торговцами и карнавальной атмосферой, остановившись у Codyís Books, чтобы узнать, продают ли они недавно изданную книгу «Революция одной соломинки». Она была там.
Затем мы поехали в университетский ботанический сад в Strawberry Canyon. Я подумал, что Сэнсэй может быть заинтересован в демонстрации местных растений Калифорнии. Он был ... вроде. Сэнсэй взглянул на растения в течение нескольких минут, а затем его внимание обратилось на сорняки, росшие на гравийных дорожках. Я начал видеть закономерность. Его гораздо меньше интересовало что интересует людей в природе, чем ее реальное выражение, даже в ботаническом саду.
Наша последняя остановка была у Интегрального городского дома Института Фараллон на западе Беркли, где четверо молодых людей жили в скромном доме, демонстрируя методы городского земледелия и соответствующие технологии. Он был одним из первых в своем роде в Соединенных Штатах. У них на заднем дворе выращивали овощи с использованием капельного орошения, ульев, кур, энергии ветра, солнечной энергии, туалета с самокомпостированием и пятидесяти пяти галлонов воды внутри окон, выходящих на юг, для пассивного солнечного обогрева. Люди, живущие там, были моими друзьями с тех времен, когда я учился в университете, так что это делало меня еще более радостным.
Завершив тур и поблагодарив всех, мы вернулись к Мино и Фусако. По дороге я спросил Сэнсэя, что он думает об этом месте. Он сказал: «Мне нравилось видеть яркий взгляд молодых людей и их стремление делать все возможное, живя в городе. Они выращивали себе еду, что достойно похвалы. В наши дни, когда так много людей живет в городах, очень важно, чтобы люди выращивали еду дома, если они могут ». Он напомнил мне, что в традиционной Японии любой, у кого был хотя бы небольшой участок земли, использовал его для выращивания фруктов и овощей, и большинство уличных деревьев в городах также были плодовыми. Когда я спросил его о технологиях, он, похоже, только слегка заинтересовался.
На следующий день мы поехали через мост Золотые Ворота в Сан-Франциско на Ферму Зеленого ущелья Дзен-центра. Ферма площадью 115 акров расположена примерно в пятнадцати милях к северу от Сан-Франциско, недалеко от пляжа Мьюир, и является владением
Национальной зоны отдыха "Золотые ворота". Хозяйство было приобретено в 1972 г. у г.
Джорджа Уилрайта с оговоркой, что он всегда будет открыт для публики и останется действующей фермой.
Люди, которые там жили, учились Сото-дзен-буддизму и сидячей медитации дважды в день выполняя свои другие обязанности в саду, на ферме или на кухне. Продукция органической фермы площадью семь акров(2,8 га) обеспечивала потребности сообщества и обеспечивала дзэн Ресторан центра, Greens, в Сан-Франциско. Остальное продавалось на фермерских рынках и в местных магазинах экологически чистых продуктов. Также здесь был фруктовый, травяной и цветочный сад площадью полтора акра(60 соток), на который повлияли биодинамическая философия и методы садовода Алана Чедвика, который был учеником шизотерика Рудольфа Штайнера.
Нас приветствовали Венди Джонсон, управляющая садом, и еще несколько человек. Венди провела для нас краткую экскурсию, показав нам основные здания, сад, амбар, который был переоборудован в студенческое общежитие и зал для медитации, а также чайную. Архитектура зданий была деревенской в Японском стиле. Там был пруд с рогозом и японским ирисом, а также бамбуковые рощи, но были также мансанита, куст койота и эвкалипт, которые были типичными для окружающей растительности. Вдали виднелся Тихий океан. Сэнсэй был впечатлен и чувствовал себя там очень комфортно. Он сказал, что это было похоже на союз Востока и Запада, а также сельского хозяйства и религии. Затем Фукуокам показали простой гостевой номер, где они остановились, пока мы были там. Через несколько часов мы встретились за восхитительным вегетарианским ужином и поднялись наверх, где Сэнсэй должен был выступить.
Комната была заполнена ясноглазыми американцами и японцами, одни в монашеских костюмах, другие в джинсах и фланелевых рубашках. Безусловно, это была эклектическая группа. Я огляделся и почувствовал неприятности - не для Сэнсэя, а для меня. Когда он заговорил, мои опасения подтвердились почти сразу, когда Японцы в аудитории начали исправлять мой перевод. Еще через несколько минут прерывания стали настолько частыми, что мы все безудержно смеялись. Я с радостью передал свои обязанности японской женщине, которая была в аудитории, и меня отправили в резерв только для работы в области терминологии.
Слушая, я понял, что у меня были такие проблемы, потому что Сэнсэй адаптировал свою речь для своей аудитории. Он делал упор на духовные темы, такие как восприятие, внимательность, Четыре благородные истины и Восьмеричный путь к просветлению, и для этого требовалась особая религиозная терминология. Поскольку я не изучал буддизм, это было вне моих возможностей. По окончании беседы Венди пригласила Сэнсэя и Аяко-сан присоединиться к ним для предрассветной медитации, но они вежливо отказались.
У Сэнсэя были интересные отношения с религией. Он вырос буддистом, но христианство уже достигло его части Японии задолго до его рождения.
Он терпимо относился к христианству и привык видеть христианские символы включенными в домашние святыни в своей деревне. Позже он отправит двух из четырех своих дочерей в миссионерские школы. Он часто говорил, что натуральное земледелие не связано с какой-либо конкретной религией, что оно проникает прямо в сердце без необходимости дальнейшего толкования, но он глубоко уважал людей искренней веры, независимо от их пути. Его книги наполнены ссылками на христианство, буддизм, Даосскую и индуистскую духовность. «Многие люди нашли свой путь к истинному пониманию через свою религиозную практику. Мой путь - просто заниматься земледелием каждый день и жить с благодарностью. Я считаю, что сельское хозяйство существует, чтобы служить и приближать Бога ». Он не медитировал формально и не имел ежедневной духовной практики, кроме сельского хозяйства.
На следующее утро, после типичного сытного завтрака в Зеленом ущелье, мы снова пошли в сад, но на этот раз мы продолжили путь в поля. Была середина лета, поэтому большинство полей было заполнено овощами. Остальные готовились к посадке или имели покровные культуру. Мы немного поговорили с управляющим фермой, а затем продолжили путь к пляжу Мьюир примерно в полумиле от нас. Было теплое солнечное утро с устойчивым океанским бризом. Волны грохотали о камни, и пеликаны неслись над водой. У кромки воды было несколько человек, собаки, тщетно гоняющиеся за морскими птицами, и дети, играющие ведрами в песке. Одна женщина запускала воздушного змея. Приятно было сделать перерыв и просто послушать шум волн.
По возвращении нас познакомили с Гарри Робертсом, членом Племени Юрок. Гарри ходил в школу в районе залива, но лето проводил с юроками в устье реки Кламат. Там он обучался быть «высокопоставленным человеком» своего племени, которому было доверено нести родословную своего народа.
За свою насыщенную событиями жизнь он был сварщиком, кузнецом, поваром, ковбоем, садоводом, натуралистом, духовным наставником и многими другими. В настоящее время он работал советником фермы в Green Gulch. Несмотря на то, что он был немного сварливым, его уважали, восхищались и любили все. Гарри был крупным мужчиной и плохо себя чувствовал физически. Он шел медленно на костылях. Он жил неподалеку в частном доме одного из старейшин Дзен-центра и посещал ферму так часто, как только мог.
Когда Сенсей и Гарри встретились, они сразу поняли, что у них глубокая духовная связь. Гарри сказал: «Как хорошо встретить того, с кем я действительно могу общаться. Я был довольно одинок в течение долгого времени ». Сенсей на этот раз потерял дар речи. Они мгновенно стали друзьями и, познакомившись друг с другом в течение дня, поняли, что они также были товарищами-воинами, страстно заботившимися о защите земли. Позже Сэнсэй сказал ему: «Ты, должно быть, божество-хранитель секвойных лесов». «Верно. Скажи, ты только что сказал что-то очень хорошее?, - с ухмылкой ответил Гарри.
Мы решили посетить национальный памятник Мьюир Вудс, расположенный всего в нескольких милях от отеля, где есть впечатляющая стоянка старых прибрежных красных деревьев. Путь через парк ровный и ухоженный, поэтому Гарри удалось преодолеть его, хотя и с некоторыми трудностями. Мы прошли короткую петлю длиной в полмили через лес, но даже это заняло у нас довольно много времени с частыми остановками, чтобы отдохнуть и полюбоваться лесом. Помимо возвышающихся секвойей здесь росли клен крупнолистный, пихта Дугласа, деревья таноака, щавель, папоротник меченосный и черника. Они оба говорили о растительности и о том, насколько она похожа на оригинальные леса Японии.
Затем разговор зашел о болезнях растений. Они сошлись во мнении, что почти все они возникают в корневой системе, когда растение находится в состоянии стресса. Стресс часто вызывается изменением условий окружающей среды, которое влияет на микоризную связь между корнями и грибами, живущими в почве. Сэнсэй рассказал Гарри о болезни сосен в Японии, которая началась таким образом, но вместо того, чтобы лечить источник проблемы, Департамент лесного хозяйства Японии обработал леса пестицидами, чтобы убить жуков, которые только прикончили зараженные деревья. Гарри сказал с улыбкой, что это похоже на то, что могла бы сделать наша собственная лесная служба.
Затем они рассказали о состоянии ландшафта в Калифорнии. Сэнсэй сказал ему, что у него сложилось впечатление, что люди бездумно превращают Калифорнию в пустыню, но, похоже, никто этого не замечает и не заботится. Гарри согласился. Он рассказал Сэнсэю о своей ранней жизни на Кламате и о том, как в течение своей жизни он был свидетелем повсеместного уничтожения лесов из красного дерева. * Он считал, что очень важно, чтобы эти районы были засажены лесом. Однако, несмотря на то, что секвойи становятся самыми высокими деревьями на земле, их корневая система очень неглубокая. Поскольку за последние 150 лет произошло столько эрозии, Гарри не был уверен, что деревья секвойи будут расти, даже если их посадить туда, где они росли раньше.
* Сегодня осталось только 4 процента из почти двух миллионов акров(800 тыс. га) старовозрастных лесов из секвойи.
У Сэнсэя была идея. В Японии есть вид криптомерии или японского кедра, который тесно связан с секвойями, но имеет более глубокую и прочную корневую систему. Он мог бы выжить на эродированных склонах, проникая в основание песчаника Берегового хребта, создавая почву по мере роста. Гарри знал этот вид, и они согласились провести эксперимент. Вернувшись в Японию, Сэнсэй отправил ученика в национальный лесной заповедник, который защищал один из последних оставшихся старовозрастных лесов Японии, где он собирал семена этого вида деревьев. Сэнсэй знал об этом месте, потому что оно находится в префектуре Коти, недалеко от сельскохозяйственной опытная станция, где он работал во время войны. Он отправил семена Гарри.
Взамен Гарри послал Сэнсэю чашку, вырезанную вручную из ветки красного дерева.
Гарри посеял семена в лотках для размножения с помощью учеников Green Gulch. Позже рассаду пересадили в небольшие горшки. Когда они стали достаточно большими, их посадили на ферме Green Gulch в трех областях, где предложил Гарри.
На обратном пути мы остановились у развилки, где Гарри указал на выступ скалы на холме, где он сидел, когда был молодым человеком. «В то время мои ноги касались земли, но с тех пор эродировало столько почвы, что теперь мои ноги просто болтаются в пространстве», - сказал он. Гарри сидел на опущенной задней двери своего желтого пикапа, рядом с ним сидел Сэнсэй. Остальные из нас собрались вокруг. «Итак, как мы собираемся собрать этот жалкий разруенный мир,Гарри? - спросил Сэнсэй. «Это не идеальная ситуация, но я думаю, что нам придется рассчитывать на этих людей», - добродушно сказал он, имея в виду всех нас.
Затем один из учеников предположил, что Гарри и Сэнсэй были как два старых дерева секвойи, а все мы - просто ростки из пня. * Все рассмеялись над этим.
* красные деревья посылают новые побеги от корня, даже если они еще стоят. После срезания или повреждения молнией из пня вырастают новые побеги, становящиеся деревьями «второго роста».
Я навещал Гарри много раз в течение следующих полутора лет. В основном мы говорили о его людях и их отношениях с землей. Он рассказал мне о своей жизни, своем родном питомнике растений на Русской реке, а также о том, как он работал и учился в Беркли. В 1950-х он и двое других установили секцию местных растений Калифорнии в Ботаническом саду Калифорнийского университета, который мы с Сэнсэем посетили. Я сказал ему, что Сэнсэй в основном интересовался сорняками, растущими на дорожках, и это его позабавило.
Иногда, но редко, мы говорили о духовных вопросах. Он казался мирным с самим собой и своим местом в мире. «Многие люди говорят, что любят природу, - сказал он, - но когда вы успокаиваете свой ум и верны себе и другим, вы можете почувствовать, как земля любит вас в ответ». Фукуока вернулся на ферму в Зеленом ущелье семь лет спустя. Венди и несколько других студентов показали ему фотографию, на которой Гарри осторожно сажает Семена криптомерии в рассадник, а затем относит туда, где росли деревья. Некоторые были уже пяти или шести футов ростом. Они сказали, что посев семян этих деревьев был одним из последних занятий Гарри перед своей смертью в 1981 году. Затем они указали через долину на простую ступу на склоне холма *, где был захоронен его прах.
* Памятный буддийский памятник, содержащий священные реликвии