Когда твою страну поливает напалмом и ковровыми бомбардировками самая передовая страна в мире, то тут уже не до Женевской конвенции. Каждая щель и каждый камень превращались у несдающихся вьетнамцев в укрытие или оружие против США. Уму непостижимо, сколько пришлось пережить этой нации. Настоящий Ленинград, только с бесконечными боевыми действиями.
Например в богом забытом поселке Котба я побывал в пещерном госпитале - секретном месте времен вьетнамской войны.
Здесь, как уже можно догадаться, лечили и ставили на ноги раненых солдат. Комплекс получился трехуровневый: палаты, зона реабилитации и этаж для руководства. В некоторых комнатах настолько душно, что мгновенно покрываешься испариной и становится тяжело дышать.
Сложно представить, что в таком климате у военных что-то залечивалось. Многие, вероятно погибали. До сих пор люди приносят в этом место свои поминовения к импровизированному алтарю. Видимо, "никто не забыт, ничто не забыто".
А в окрестностях Хошимина (исторически известного как Сайгон) я посетил “Тоннели смерти” - подземные укрепления, через которые вьетконговцы совершали вылазки в тыл врага. В них же они и жили, ведя непримиримый бой с неприятелем. "Комнатки" или, скорее, просто уголки личного пространства порой настолько малы, что любого крупного янки точно хватил бы приступ клаустрофобии, если бы он сюда сунулся.
Еще местный гид показал и объяснил принцип действия некоторых ловушек. Вьетнамцы цинично придумали их несметное число. Причем взрывчатые вещества или боеприпасы использовались редко, в основном прибегали к хитростям обычной механики. Например, когда жертва под собственным весом или от дерганий наносила себе еще больший вред. В общем, одновременно, и страшно, и грустно от того, какой ад на земле могут развязать политики.