Найти в Дзене
SNI-Индустрия красоты

Индустрия красоты и БАДы. С чем их едят?

Использование трав, минеральных и животных веществ в качестве лекарств относится ко времени происхождения цивилизованного человека. Так назы­ваемые биологически активные добав­ки (БАД) появились еще в далеком пер­вобытнообщинном обществе. Нача­лось все с открытия лекарственных свойств растений. Собирая коренья и травы для пропитания, наши предки за­метили, что некоторые из них облада­ют целебными свойствами. Лимонник бодрит, белена снимает боль, дурман избавляет от кашля, а мак с коноплей приводят в приятное расположение ду­ха. Со временем объем знаний о тра­вах пополнялся. В V тысячелетии до нашей эры китайцы уже знали о полез­ных свойствах эфедры, а древние инки спасались от малярии корой хинного дерева. Известно, что древние египтя­не догадывались об оздоровительном эффекте продуктов животного проис­хождения, поэтому и подкармливали больных и ослабленных печенью и кро­вью домашних животных, поили осли­ным молоком... Можно предположить, что первые многокомпонентные БАДы изобрели именно египетские целители в V веке до нашей эры. Примечателен рецепт древнего египетского средства для нормализации пищеварения: «по­лынь, толченые финики, горькое пиво, хлебное тесто, вино и ослиное молоко вскипятить, процедить и принимать не меньше четырех дней». Большим количеством специалистов — медиков, востоковедов, этнографов — было доказано, что внедрение опыта древнейшей медицины мира весьма актуально в современных условиях. Всемирная ассоциация здравоохране­ния признала целесообразность изуче­ния традиционных оздоровительных систем различных регионов мира и разработки путей совместного исполь­зования тысячелетнего опыта сохране­ния здоровья. Врачи, биохимики, фар­макологи начали искать «новых по­мощников» среди огромного разнооб­разия природных источников, на протя­жении веков применяемых в народной медицине разных стран и народов. В результате были систе­матизированы уже известные растения, природные минера­лы и органические источники. Результатом этой работы яви­лось создание биологически активных добавок (БАД). О би­ологически активных добавках сказано и написано много. Что же в действительности представляют собой биологиче­ски активные добавки к пище, зачем они нужны и в чем их отличие от других продуктов?

Пищевые продукты — продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, про­дукты диетического питания), бутилированная питье­вая вода алкогольная продукция (в гом числе пиво), а так­же продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.

В соответствии с Федеральным Законом «О качестве и бе­зопасности пищевых продуктов» (Глава 1, статья 1. Основ­ные понятия):

Пищевые продукты — продукты в натуральном или пере­работанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная про­дукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жева­тельная резинка, а также продовольственное сырье, пище­вые добавки и биологически активные добавки.

Пищевые добавки ( Food additives ) — природные или искус­ственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов.

Иное назначение имеют биологически активные добав­ки к пище (БАД) — food supplements .

Биологически активные добавки к пище — природные (идентичные природным) БАДы, предназначенные для упо­требления одновременно с пищей или введения в состав пи­щевых продуктов. Получают БАДы из растительного, живот­ного и минерального сырья, а также химическими и биотех­нологическими способами. Не допускается использование при производстве БАДов растительного сырья и продукции животноводства, полученных с применением генной инже­нерии (трасгенных продуктов), без разрешения на то Мини­стерства здравоохранения РФ.

БАДы производят в виде таблеток, сиропов, сухих и жидких концентратов, экстрактов, бальзамов, фиточаев.

Биологически активные добавки к пище нельзя отождеств­лять с пищевыми добавками, представляющими собой кра­сители, антиоксиданты, эмульгаторы, корригирующие веще­ства, изменяющие органолептические свойства продуктов, но не обладающие биологической активностью. Биологиче­ски активные добавки к пище содержат вещества, необхо­димые для поддержания нормальной жизнедеятельности и повышения неспецифической резистентности организма, а также средства сопутствующей или вспомогательной тера­пии при различных заболеваниях.

Биологически активные добавки к пище делят на две груп­пы: нутрицевтические средства и парасрармацевтичес-кие препараты.

Нутрицевтики — средства для восполнения дефицита эс-сенциальных (незаменимых, т.е. не синтезируемых в орга­низме человека и получаемых только с пищей) факторов питания:

• витаминов и их предшественников

• макро- и микроэлементов (железо, кальций, селен, фтор и т.д.)

• полиненасыщенных жирных кислот

• незаменимых аминокислот

• пищевых волокон.

Парафармацевтики — биологически активные вещества, стоящие ближе к лекарственным препаратам на натураль­ной основе, нежели к пище, и позволяющие целенаправлен­но воздействовать на функции отдельных органов и систем. Многие БАДы из этой группы отличает от лекарственных препаратов аналогичного состава только значительно более низкая суточная доза действующих веществ. Если нутри­цевтики могут применяться пациентами как по рекоменда­ции врача, так и во многих ситуациях самостоятельно, то па­рафармацевтики должны назначаться специалистом и тре­буют от врача дополнительных знаний, прежде всего в обла­сти фитофармакологии.

Пищевые добавки ( Food additives ) — природные или искусственные вещества и их соединения, специаль­но вводимые в пищевые продукты в процессе их из­готовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов.

Биологически активные добавки к пище используются для следующих целей:

• для рационализации питания, то есть для быстрого по­полнения дефицита поступающих с пищей биологически ак­тивных веществ, потребление которых снижено (аминокис­лоты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, мак­ро- и микроэлементы, пищевые волокна, экстрактивные ве­щества и др.), а также для подбора наиболее оптимально­го соотношения питательных и энергетических веществ для каждого конкретного человека с учетом пола, возраста, энергозатрат, физиологических потребностей

• с целью уменьшения калорийности рациона, регули­рования массы тела. Так, например, с одной стороны, при­менение комплексных БАДов, содержащих витамины и ми­неральные вещества, позволяет снизить калорийность тра­диционного рациона, с другой стороны, ряд БАДов, приготов­ленных на основе лекарственных растений, таких как фен­хель, можжевельник, ревень, сенна и др., подавляют чувство голода или оказывают мягкое послабляющее влияние.

• для повышения неспецифической резистентности ор­ганизма к воздействию неблагоприятных факторов ок­ружающей среды. Для этих целей широко используются вещества растительного происхождения, созданные на ос­нове женьшеня, элеутерококка, родиолы розовой и т.д.

• в целях профилактики нарушения обменных процес­сов и возникновения связанных с этим хронических за­болеваний. БАДы, содержащие полиненасыщенные жир­ные кислоты, пищевые волокна, обладают гиполипидемиче-ским действием, влияя таким образом на центральное зве­но патогенеза широко распространенных хронических забо­леваний, атеросклероза и ишемической болезни сердца

• для направленного изменения метаболизма, связыва­ния и ускоренного выведения из организма токсических и чужеродных веществ, что и происходит при применении, на­пример, адсорбента — полифепама, а также компонентов лекарственных растений, оказывающих мочегонное и по­слабляющее действие

• для восстановления сниженной иммунной системы ор­ганизма; иммуномодулирующим действием обладает целый ряд БАДов, содержащих витамины, минеральные вещества, экстракты биологически активных веществ из растений, адаптогены и т.д.

• для нормализации состава и функционирования кишеч­ной микрофлоры. Для этой цели используются БАДы, со­зданные на основе естественных микроорганизмов кишечни­ка человека (бифидобактерин, лактобактерин и т.д.), ограни­чивающих размножение патогенных микроорганизмов, а так­же фруктоолигосахариды, создающие условия для размноже­ния и жизнедеятельности сапрофитных бактерий

• для осуществления в физиологических границах ре­гуляции функций организма. Продукты и БАДы, содержа­щие кофеин, стабилизируют артериальное давление при ги­потонии, оказывают психостимулирующий эффект и повы­шают работоспособность. Антиоксиданты, ограничивая пе-рекисное окисление липидов при патологических процес­сах, тем самым обеспечивают нормальное функционирова­ние различных органов и систем, улучшают качество жизни больных.

Биологически активные добавки к пище — природ­ные (идентичные природным) БАДы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. Получают БА­Ды из растительного, животного и минерального сы­рья, а также химическими и биотехнологическими способами. Не допускается использование при производстве БАДов растительного сырья и продукции животноводства, полученных с применением генной инженерии (трасгенных продуктов), без разрешения на го Министерства здравоохранения РФ.
БАДы производят в виде таблеток, сиропов, сухих и жидких концентратов, экстрактов, бальзамов, фиточаев.

Конечной целью использования нутрицевтиков является улучшение пищевого статуса человека, укрепление здоро­вья и профилактика ряда заболеваний; парафармацевти-ков — профилактика и вспомогательная терапия различ­ных патологических состояний и регуляция деятельности ор­ганизма в границах функциональной активности. И к тем, и к другим предъявляются определенные требования. Напри­мер, нутрицевтические средства должны применяться в дозах, не превышающих 6 суточных потребностей человека. Суточная доза парафармацевтических препаратов не долж­на превышать разовую терапевтическую дозу, определен­ную при применении этих веществ в качестве лекарствен­ных средств.

Биологически-активные добавки: помогают, но лекарством не являются.

Отличия действия биологически актив­ных добавок от действия медикаментозных средств:

1) БАДы не имеют противопоказаний, кроме как «индивиду­альная непереносимость компонентов препарата»;

2) БАДы можно принимать с целью общей регуляции про­цессов в организме, а можно использовать и в процессе ле­чения конкретных заболеваний. В настоящее время БАДы часто вписываются в курс любой терапии. Именно вписыва­ются. Зачастую бывает так: видя широкий круг показаний и отсутствие побочных явлений, люди заменяют БАДами ос­новное лечение. Это большая ошибка: БАЦ — это допол­нение к основному лечению;

3) в основе приема БАДов лежит именно системное воздей­ствие. Поэтому БАДы принимаются курсами. Невозможно получить эффект, если принять одну или две таблетки или делать это несистематически. Это не анальгин, действие ко­торого возникает мгновенно. Прием БАДов результативен, однако этот результат вы сможете увидеть не завтра.

Главное не ошибиться! Или что нужно знать о БАДах

На сегодняшний день рынок биологически активных доба­вок вРоссии развивается стремительными темпами. Это тенденция является общемировой, хотя до показателей вы­сокоразвитых стран в этой сфере нам еще очень далеко. Согласно статистике, в США регулярно применяют БАДы около 80% населения, в Европе — 65%, в Японии — 90%, в России — пока только 7-15% (но еще недавно эта цифра со­ставляла 3%, так что рост очевиден). На российском рынке сегодня представлено порядка 4,9 тыс. наименований био­логически активных добавок, 66% из них — отечественного производства. Число отечественных производителей сего­дня составляет порядка 1 тыс. предприятий.

Необходимость применения БАДов для поддержания здоро­вья человека в современных условиях ни у кого из медиков не вызывает сомнения, более того, широкое использование населением биологически активных добавок рекомендова­но в Государственной концепции здорового питания населе­ния России на период до 2005 года. Однако, как всякая от­носительно новая отрасль деятельности, сфера производст­ва и оборота биологически активных добавок еще недоста­точно отрегулирована, рынок БАДов еще во многом хаоти­чен: существует огромное количество законов, постановлений, указаний (способных скорее запутать, чем прояснить ситуацию) и инстанций, призванных регулировать рынок БА­Дов. Эта неразбериха приводит к тому, что в этой сфере имеется и много негативных моментов, вызывающих наре­кания со стороны потребителей и их недоверие к этой про­дукции.

-2

За рубежом уже озадачились новыми сторонами, возникаю­щими при повсеместном распространении и потреблении БАДов из витаминов и фитодобавок. Так, считается, что по­требление БАДов больными при одновременном примене­нии ими лекарств может приводить к риску для здоровья за счет взаимодействия компонентов БАДов и препаратов в организме человека. По этой причине специалисты вынуж­дены разрабатывать специальные информационные систе­мы со списками нежелательных или даже опасных комбина­ций БАДов и медикаментов.

Надлежит учесть, что регистрация БАДов в России отнесена к компетентности государственной системы Санитарно-эпиде­миологической службы МЗ РФ, в то время как появлению в аптеках лекарственных средств предшествует рассмотрение их Фармакологическим и Фармакопейным государственными комитетами МЗ РФ. До последнего времени на рынок БАДов допускались продукты, прошедшие только гигиеническую оценку. Эти продукты должны соответствовать требованиям к содержанию предельно допустимых уровней токсических тя­желых металлов (ртуть, мышьяк, свинец и др.), пестицидов, гербицидов, радионуклидов, а также обладать микробиологи­ческой чистотой. Лекарственное средство может стать пред­метом продажи только после оценки его эффективности и бе­зопасности на основании клинических испытаний и изучения его биоэквивалентности, а также после проверки всех показа­телей качества и уровня методов контроля. Отметим, что с 1999 года требования к контролю эффектив­ности и безопасности биологически активных добавок к пи­ще со стороны Главного государственного санитарного вра­ча РФ стали более высокими.

В частности, установлены новые ограничения рекламы БАДов:

• нельзя рекламировать БАД как уникальное, наиболее эф­фективное и безопасное, без побочных эффектов средство

• нельзя вводить потребителя в заблуждение, что природ­ное происхождение БАДа является гарантией его безопас­ности

• нельзя создавать впечатление о ненужности участия вра­ча при использовании БАДа.

Установлено, что при производстве БАДов можно исполь­зовать части определенных 50 растений; запрещено исполь­зовать в качестве исходного материала животное сырье и органы растений, накапливающих психостимулирующие, сильнодействующие и ядовитые природные соединения. В Санитарных правилах и нормах РФ, изданных в последние годы, о биологически активных добавках к пище говорится, что они должны применяться для профилактики и поддерж­ки физиологических границ функциональной активности ор­ганов и систем человека.

Такая характеристика позволяет еще раз вспомнить, что БАДы не могут заменить пищу и не предназначены для ле­чения заболеваний.

Увы, пока в сфере производства и оборота БАДов не на­ступит стабилизация, не появится определенной и чет­кой правовой основы этой деятельности, потребителям необходимо проявлять повышенную внимательность при покупке тех или иных видов БАДов. В силу отмеченных выше причин в последнее время участи­лись случаи жалоб потребителей на недоброкачественность приобретенных ими БАДов и на недобросовестность рекла­мы: продукция не приносила ожидаемого эффекта, а в неко­торых случаях даже оказывала негативное воздействие на здоровье людей. В результате таких многочисленных жалоб Госсанэпиднадзор РФ совместно с органами внутренних дел приняли решение о координации усилий и ужесточении контроля за производством и оборотом БАДов. Интересую­щимся гражданам я бы советовала ознакомиться с Поста­новлением № 6 Главного санитарного врача РФ Г.Г. Они-щенко «Об усилении Госсанэпиднадзора за производством и оборотом БАД» от 11 ноября 2004 г. Помимо интересной статистики, здесь упоминаются факты реализации продук­ции, не прошедшей санитарно-эпидемиологическую экспер­тизу и регистрацию, а также продукции с фальсифициро­ванными регистрационными удостоверениями (пилюли «Лу-дань», «Ба-Зи», «Динкуаньдань», «Лювэй Дихуан», «Дио Ван» — производства Харбинской фармацевтической фаб­рики «Шей-Тан» Северо-Восточного района КНР и др.). В этом же постановлении приводится список предприятий-изготовителей БАДов, выявленных в розничной торговле, не соответствующих требованиям нормативных документов: ООО «Фора-Фарм» (БАД «Софья»), ЗАО «Свободный-20» (БАД «Пивные дрожжи»), ФМПП «Фармация» (БАД «Отруби»), ООО «Биокор-П» (БАД «Шрот из расторопши», «Отруби»), ЗАО «Эвалар» (БАД «Черника»), ООО «ЭККО Плюс» (БАД «Пивные дрожжи»), ОАО «Диод» (БАД «Йод-актив»), ООО «Биокор» (БАД «Биоэнергетика»), ООО «Иван-да-Марья» (БАД «Шрот из расторопши пятнистой измель­ченной»), среди иностранных фирм-производителей: «Доктор Тайсс» (БАД «Нова Фигура Энзим»), «Натур продукт» (БАД «Терра-плант»), АО «Ядран Галенский Лабораторий» (БАД «Бодимарин с хитозаном»), «Визион» (БАД «Светлформ») и т.д.

Существуют санитарные правила относительно произ­водства и оборота БАДов. Согласно этим правилам, на каждой упаковке БАДа или на вкладыше, если нет места на упаковке, должна быть помещена информация, содержа­щая наименование предприятия-производителя, его адрес, наименование продукции, надпись «Не является лекарст­вом», информацию о составе продукта, дату выработки, ус­ловия хранения, срок годности, противопоказания и показа­ния для применения.

Второй момент, на который сейчас направлены усилия кон­тролирующих органов, — это способ распространения БАДов. Согласно санитарным правилам, а также правилам торговли, реализация БАДов посредством разносной торговли запрещена. То есть БАДы не должны реализовывать-ся через телемагазины, доставку с курьером, наложенным платежом и т.д.

По данным Государственного реестра Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав г отр< битв-лей и благополучия человека, отмечается тенденция увеличения количества зарегистрированных БАДов к пище — по состоянию на 01.10.2004 г. имеют разре­шение на производство и оборот 4950 БАДов к пище (в 2001 году зарегистрировано 1212 БАДов к пище, в 2002 году — 1566 (темп прироста к 2001 г. составил 29,2%), в 2003 году - - 1814 (темп прироста -15 8°,) п 1570 БАДов к пище зарегистрировано на 01.10.2004 г.).

Дело в том, что большинство жалоб потре­бителей поступает именно на БАДы, приобретенные таким путем. Фирмы, занимающиеся дистанционными продажами, как правило, являются однодневками, не имеющими соот­ветствующих разрешений, работающими с нарушением правил; при попытках их найти и предъявить иск они исчеза­ют, а порой их вообще невозможно отыскать. Такие фирмы не способны нести ответственность перед потребителем за реализованный товар.

И последний момент, на который хотелось бы обратить вни­мание, — это реклама. В этой сфере у нас также творится неразбериха, и существующие законы столь неопределен­ны и порой противоречивы, что найти крайнего и ответст­венного за содержание рекламы и ее достоверность доволь­но сложно. Реклама, так же как и вкладыш в упаковку, не должна содержать информацию, не согласованную при ре­гистрации, но поскольку рядовой потребитель не имеет воз­можности проверить это, то остается посоветовать: не стоит делать выбор того или иного товара, руководствуясь только информацией, изложенной в рекламе. Всегда нужно делать скидку на то, что в рекламе может содержаться информа­ция, истинность которой проверить невозможно. Поэтому, прежде чем принимать решение о приобретении рекламиру­емой продукции, посоветуйтесь со специалистами (врача­ми, фармацевтами в аптеке), сами внимательно изучите ин­формацию на упаковке и вкладыше. Если к усилиям соот­ветствующих органов, призванных контролировать рынок БАДов, мы с вами, потребители, присовокупим собственную внимательность и критическую способность мыслить, то шанс попасться на удочку недобросовестных производите­лей БАДов будет сведен к минимуму. БАДы и косметология. Современная косметология хоро­шо изучила влияние питания на состояние кожи женщины. Нарушение баланса белков, витаминов, минеральных ве­ществ в организме приводит к разрушению кожного колла­гена, потере эластичности и шелушению кожи, ломкости ногтей, выпадению волос и т.д. Недостаток перечисленных полезных веществ в организме можно восполнить с помо­щью сбалансированного питания и применения БАДов. Практически каждая солидная косметическая компания раз­работала и выпускает свои фирменные биологически актив­ные добавки, а часто и комплексы сбалансированного про­теинового питания. К примеру, протеиновое питание для же-л=^щих быстро похудеть, разработанное французской компанией « Ericson Laboratoire », включает 8 разнообразных вкусов. Только послушайте, как это вкусно звучит — омлет с травами, каппучино, ваниль, суфле из сыра, томаты с ба­зиликом... Пища будущего на вашем столе. Супы, каши, го­рячие и холодные коктейли, шоколадные и фруктовые ба­тончики с различными начинками... Необходимо только ос­тановиться на компании-производителе и вкусовых приори­тетах.

В 2004 г. Центром маркетинговых исследований «Фар-мэксперт совместно с телефонной справочной служ­бой А( (оциац! и 1 н мных учреждении Союзфарма» в Москве был проведен социологический опрос 990 по­требителей, пользующихся услугами справочной служ­бы. По данным опроса. 45°., потенциальных клиентов аптек потребляю] БАДы Причем по реблеж е БАДов в категории покупателей с месячным доходом менее 10 тыс. руб. на 15% выше, чем в категории с доходом 10 тыс. руб. и более, и составляет 60%.

Для получения максимального результата от косметическо­го ухода компании разрабатывают БАДы, которые помогают сохранить здоровье и замедлить процессы старения орга­низма. В то время как косметические средства восполняют недостаток питательных веществ непосредственно на коже, БАДы доставляют необходимые вещества в глубокие слои кожи через кровь. Такой комплексный подход к решению косметических проблем может стать более эффектив­ным в случае, если будут соблюдены все условия, о ко­торых упоминалось выше. С грустью приходится кон­статировать, что наше небольшое исследование компа­ний, поставляющих БАДы салонам красоты и космети­ческим центрам, выявило, что около 30% из них предла­гали не сертифицированные в России БАДы. Добавки для похудения и уменьшения аппетита. Омола­живающая добавка и добавка для лечения акне. Добав­ка для коррекции формы груди и для лечения целлюлита. Успокаивающая и стимулирующая добавки... Пере­чень бесконечен... Для любой надобности и любой це­новой категории.

Если вы собираетесь предложить БАДы в вашем сало­не, помните о дополнительной степени ответственнос­ти, которая ложится на вас. Подойдите к выбору крайне осмотрительно. Внимательно изучите все информаци­онные материалы компании, предлагающей БАДы ва­шему салону. Узнайте как можно больше о предлагае­мых продуктах. По возможности исследуйте статистику применения, убедитесь, что предлагаемый продукт сер­тифицирован в России должным образом. Не забудьте, что для компетентной консультации клиентов по приме­нению БАДов вашему салону потребуется специально подготовленный персонал с высшим медицинским об­разованием.