Сэр Иэн Маккеллен является синонимом Гэндальфа,но плохой опыт на съемочной площадке Хоббита почти заставил его бросить играть вообще.
Сыграв культового волшебника в трилогии Питера Джексона "Властелин колец" так незабываемо, возвращение Маккеллена в Средиземье через фильмы "Хоббит" было широко (и по праву) отмечено - но почти закончилось, прежде чем оно действительно началось. На протяжении всей съемки Властелин колец Маккеллен уже привык к старой школе, практичным методам кинопроизводства, используемым для достижения разницы в росте между ним и многими из его созвездий. В то время как Гэндальф обладает весьма внушительным ростом, хоббиты и гномы, с которыми он ассоциируется, очень малы - требуя, чтобы актеры и режиссеры использовали трюковые перспективные снимки всякий раз, когда персонажи взаимодействуют на экране.
Снимая первую часть Хоббита, Питер Джексон и его команда решили прыгнуть на 3D-подножку - заставив их изменить свои предыдущие методы работы. В то время как практический подход служил Властелину колец чрезвычайно хорошо, такие методы оказались бесполезными на Хоббите, с 3D-камерами, разоблачающими любые попытки обмана в камере. Вместо этого Маккеллен был изолирован от других актеров на зеленом экране и передавал свои реплики через наушник. Тем временем актеры-хоббиты и гномы были на полностью украшенной сцене и разыгрывали сцену так, как будто Маккеллен присутствовал. Эти два набора были сняты одновременно в разных масштабах, и кадры слились вместе в цифровом виде, чтобы создать окончательный эффект, причем Гэндальф казался намного выше других персонажей готового фильма.
Будучи эффективным на экране, этот опыт ошеломил Маккеллена и заставил его пересмотреть свое будущее, как с трилогией "Хоббит", так и с актерской игрой в целом. Этот камень преткновения хорошо задокументирован в обширных закулисных “приложениях ” Хоббита, где Маккеллен выразил свое недовольство процессом. Говоря об этом вопросе, Маккеллен сказал:
“Вы не можете видеть лица других актеров, с которыми работаете, которые все могут видеть друг друга на соседней площадке... Я почувствовал себя совершенно несчастным и немного поплакал про себя. Я не заметил, что микрофон, который я носил, был открыт, чтобы все могли слышать меня, бормочущего себе под нос о том, как я хочу домой и так далее... Это было так мучительно, отталкивающе и трудно, что я подумал: "я не хочу снимать этот фильм, если это то, что мне придется делать". Это не то, чем я зарабатываю на жизнь. Я действую с другими людьми, а не сам по себе."
Это привело к тому, что Маккеллен поставил под сомнение свое будущее как актера, открыто признав это в электронном письме Питеру Джексону.