Мы поехали из Москвы в Рим на своём авто (видео-версия тут) летом 2019 года, как чувствовали, что надо успеть окинуть Европу единым взглядом. Перевалить самостоятельно через Альпы, заглянуть к заядлому бильярдисту Моцарту, потеряться среди сестьере Венеции в погоне за тенью Вивальди или Казановы. Я вооружилась подушкой, на пассажирском сиденье обычно укачивает, всё-таки - 3450 км туда, и столько же обратно.
Мы построили маршрут на карте навигатора, с заездами в те города и страны, которые хотелось посетить по пути, вариантов было несколько. При получении визы в итальянском визовом центре сотрудники потребовали, чтобы мы всё это описали и нарисовали на карте. Дотошно расспрашивали, почему первый отель мы забронировали только в Вене. Пришлось уверять, что проедем почти 2000 километров запросто, а если устанем - передохнём где-нибудь в Польше.
Выбрали пограничный пункт, откуда удобнее выехать из страны. Лучше всего через Белоруссию, но в нашем случае пришлось выезжать через деревню Бурачки на границе с Латвией. Одному из нас, как гражданину другого государства, ехать транзитом через Белоруссию нельзя: у России с белорусами границы как таковой нет. Однажды муж уже топал с белорусской границы пешком и повторять этот опыт не советует.
В Бурачках перед пропускным пунктом мы простояли в автомобильной очереди около двух часов, плюс еще полтора часа возни на самой границе. Причём, дотошными и строгими оказались как раз наши пограничники, шерстившие фуры. Латыши работали быстро, их старший даже подшучивал над нашей нерасторопностью, неправильно спрягая русские глаголы: «В отпуск ходить - голова терять!». Мы решили, что наши сердитые от того, что у них теперь вовсю идёт борьба с коррупцией, а потому никаких шашней с клиентурой разводить нельзя. Пролетели унылую Прибалтику быстро, зрелище не очень весёлое, поэтому без фото. Заночевать в жирной, сочащейся сливочным маслом и молоком деревенской части Польши не удалось, так как под выходные везде дружно играли свадьбы, и номера в загородных отелях оказались заняты. Вся надежда - на Варшаву, всё-таки отмахали 1300 км в первый день автопутешествия. Сотовая связь работала нормально, отыскали сетевой отель в самом центре.
В Варшаве молодёжь всю ночь распивала пиво и веселилась. Утром по замусоренным улочкам мы рванули в Вену, которую хотелось рассмотреть тщательно. Кстати, поляки свои дороги отстроили просто отлично, не говоря уже об австрийцах. Через 700 км мы уже пробовали роскошный венский шницель.
В центре города порадовал до слёз монумент советским воинам-освободителям на Шварценбергплац. Это был первый памятник в Европе, установленный в честь советских солдат в 1945 году: наши сражались за каждый дом и не дали "союзникам" разбомбить столицу Австрии. На золотом щите двенадцатиметровой фигуры солдата - герб Советского союза. Всё-таки молодцы венцы!
Недалеко от собора Св.Стефана на улице Домгассе, 5 - единственная венская квартира Моцарта из дюжины, сохранившаяся до наших дней. Венцы не стали тащить сюда вещи того времени, как это делает большинство музеев. Из абсолютных подлинников - вид из окна. Здесь Вольфганг Амадей жил с семьёй, собаками и канарейкой. Здесь же была написана опера "Свадьба Фигаро", поэтому прямо в Моцартхаус желающие могут заказать церемонию бракосочетания, а отдельные романтики - ужин при свечах.
На заправке купили виньетку - наклейку на лобовое стекло для проезда по платникам Австрии. К перевалу через Альпы готовы.
Пока проносились вдоль трассы распрекрасные Альпы, очень хотелось узнать, когда же начинаются Аппенины. Пришли к выводу, что они появятся ближе к Тоскане и к самому Риму. Мы же мчались к Венеции. 583 км пролетели по платникам за 5 часов, чтобы успеть провести в лагуне оставшиеся полдня, изучая город на бегу.
Автомобиль в Венеции можно оставить на одной из больших парковок Пьяццале Рома - главного транспортного узла города. С крыши парковки открывается интересный вид на мост Конституции и сестьере Каннареджио, где находилось первое в мировой истории еврейское гетто. Там мы и заблудились немного. В следующий свой приезд на стеклянный мост не пойдём, лучше сразу направо, к Сан-Марко.
Ниже самый знаменитый открыточный вид Гранд-канала с моста Академии. Слева остаётся сестьере Сан-Марко, справа - Дорсодуро и галерея Академия. В этом музее - шедевры легендарных венецианских живописцев Карпаччо, Беллини, Тициана, Веронезе, Тинторетто. К счастью, галерея оказалась в этот день открытой для всех, без билетов.
В галерее Академии можно увидеть шедевр с изображением деревянного моста Риальто на одной из самых изящных картин Витторио Карпаччо. Несмотря на серьёзный сюжет, художник так увлёкся бытописанием, что мы теперь знаем, как пижонили венецианцы, каким способом хозяйки в 15 веке сушили бельё, подобно вывешенным на флагштоке флагам, а аристократы катали в гондолах не только дам, но и своих обожаемых собачек.
Пора в Рим. От Венеции ещё около 550 км. по великолепным долинам, руслам рек и горным склонам. Если задать в навигаторе поиск интересных в коммерческом смысле объектов вдоль пути, неожиданно можно найти аутлеты, семейные винодельни, мастерские по производству кожаных изделий. Случайно мы оказались в шоу-руме потрясающего дизайнера, где у меня снесло голову. В Тоскане нельзя было не заехать к виноделам.
После полудня мы подъехали к главной цели путешествия - Вечному городу и его славным холмам.
Через неделю изучения древностей под открытым небом, посещения Римской оперы в термах Каракаллы (разумеется, "Аида"Верди - любимая римлянами за марш победителей во II акте), музеев Ватикана и пляжей Тирренского моря - мы отправились в обратный путь.
Возвращались в Москву немного другим путём - через горную часть Словакии, с ночёвкой в Будапеште. 1200 км за один присест после Римских каникул оказались вполне по силам даже мне, продремавшей утренние итальянские Альпы. Мы сделали небольшую остановку уже только на дивном озере Вёртер-Зе в курортном местечке Фельден, которые внезапно обнаружились прямо по ходу движения на карте навигатора.
И наконец, ближе к финалу нашего немыслимого автопутешествия мы остановились на голубом Дунае, в Будапеште.
В Будапеште наш автомобиль заблокировали городские службы. У них установлены ужасные допотопные паркоматы, не только нам не удалось купить талончик, но попались мы.
Пришлось просить проходящих мимо местных венгров звонить по указанному на красной квитанции телефону. К счастью, это было единственное за всю поездку дорожное происшествие. До Москвы оставалось ещё больше 1800 км, но домой, как известно, летишь на крыльях. Заночевали ещё раз по пути где-то в сонной и унылой Прибалтике. Подробности о других наших автопутешествиях читайте здесь. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить.