В карантин запрос на услуги ремонта увеличился, и мастера не стесняются заламывать цены. У нас спрос очень сильно влияет на стоимость предложения.
И цена не всегда гарантирует соответствующее качество. Когда спрос на услуги и товары возрастает, о качестве уже никто не думает, а цена - у кого насколько дерзости хватает.
Ремонт электроники и бытовой техники
И раньше эта услуга не была дешёвой. Часто приходилось чинить ноутбуки и компьютеры. Сначала чинишь в сервисном по гарантии, потом уже ищешь в соответствии с ценой, качеством. Так вот, купленный в крупном магазине Toshiba мы чинили в сервисном в течение положенного срока, и то, что нам ставили хватало аккурат на срок гарантии. Каким-то чудом эта деталь стояла ровно год и еще несколько дней, когда гарантия заканчивалась, а цены негарантийно в мастерской, которая авторизована компанией как сервисная, кусаются. Но мы ходили туда, с расчётом на качество. В целом, ноут служил долго.
Sony Vayo был заказан в интернет-магазине, и когда сами попортили экран, пошли в ближайшие мастерские. И тут качество вышло на первый план, точнее его отсутствие. Молодые люди в мастерской в подвальчике взяли на час ноут, поставили экран, но со временем стало ясно, что лента прилегает не плотно, и по клеевой полосе, которая отстает, скапливается пыль. Возможно, что-то не так было прикручено, потому что панель в районе кнопки лежала неровно, и в итоге по корпусу пошли трещины.
Ещё был HP - тоже экран, мастер на дом - по телефону озвучили 2 т.р., приехавший мастер взял 5 т.р.
Samsung как-то вообще только год прослужил, отдали за копейки в сломанном виде. С каким-то из ноутов ходили по ближайшим мастерским - все говорили, не знаем, что такое - оставляйте на диагностику. Пока не нашли одного мастера, к которому до сих пор ходим со всеми ноутами и смартами. Он сразу назвал причину поломки и взял адекватную цену. (Вроде там всего навсего была замена кабеля!)
Есть российский производитель Irbis - бюджетный вариант. Это очень маленькая рабочая лошадка, практически пони до 1 кг, влезает в среднюю дамскую сумку. С сервисным центром вообще беда. Если у остальных они просто задирали цены и ставили качественно, но такие волшебные детали, которые работали ровно гарантийный срок, то здесь, видимо, они занимаются конкретными приписками. Это подозрение подкрепилось отзывами на сайте. Там достаточно короткий кабель - часто происходят поломка кабеля или расшатывание гнезда. Тебе приписывают ещё чёрта в ступе, причём дополнительные поломки всегда негарантийные! Вместо родного кабеля, который оставляют себе, дают нечто странное. С того момента, как мы перестали обращаться в этот сервисный центр, а стали ходить к тому самому нашему мастеру, нетбук стал "болеть" гораздо меньше - никаких дополнительных поломок, когда тебе новые работающие детали меняют но какие-то другие.
В карантине у нас вылетел холодильник Bosh. Начну с конца: купили новый холодильник, другой марки - хотя очень трудно было вписаться в размер и цвет, потому что встроенный.
Так вот, нашли сайт центра ремонта, сайт выглядел прилично, называют они себя сервисным центром Bosh. По телефону озвучили адекватные цены и условия. Приехали два молодых парня, которые сняли электронную панель и повезли на диагностику. Заодно велели разморозить платно и предположили, что нужно менять вентилятор. Попросили предоплату 6-7 т.р., всего 8 т.р. Уехали, потом созвонились, сказали, что панель отремонтировали, её ремонт 2 т.р., но точно нужно менять вентилятор, и они поедут за новым, а ремонт встанет в 14500 руб.! На наш аргумент, что дешевле новый, они сказали - у вас холодильник испанской сборки, вы такой дёшево в РФ не купите.
Пока их не было, обзвонили несколько сервисных центров, все озвучили цену 8 т.р., позвонили мы и в соответствующий отдел этого сервисного центра, т.е. их начальнику. По поводу панели нам сказали, что если там заменить один транзистор (могу ошибаться в названии), то это вообще копеечное дело (думаю, это и было сделано), а так зависит от поломки. По вентилятору ничего конкретно, пусть ребята дадут прайс почитать.
В одном из центров связали с мастером, он был очень убедителен - сказал, что скорее всего только панель и надо перепаять, откуда мастера в неразмороженном холодильнике сходу определили поломку вентилятора - неясно. Возможно, мотор полностью разморозится, уйдёт наледь, и холодильник начнёт работать, а если нет - он сам приедет и отремонтирует.
Приехали молодые люди, поставили на место панель, попутно что-то открутили (и так и оставили неприкрученным, это мы заметили после их ухода), долго с нами спорили по цене, показывая квитанции, что им все платят по 14500 руб., и это нормальная стоимость ремонта (все поломки последние дни одинаковые?). В итоге, стоимость панели выросла в цене за счёт их доставки и монтажа и демонтажа (монтаж и демонтаж заняли около 2 мин времени!), мы им доплатили до 8500 руб., вентилятор менять не стали, и они уехали, открыто поругиваясь матом. В сети есть отзывы, что подобные бандиты раскручивали на дорогостоящие ремонты пожилых людей в карантин, когда люди им отдавали всю пенсию, и неопытную молодёжь, которые также отдавали последние деньги. В итоге, холодильник работал после разморозки, но потом полетел через пару месяцев - видимо, напряжение.
(Кстати, нам удавалось взыскать средства за некачественные услуги по ремонту, даже восстановить пропущенные сроки, об этом в соответствующей рубрике позже).
В итоге, у нас есть свой мастер по электронике - он иногда берёт подешевле, иногда подороже, но делает нормально и не придумывает поломки, а ремонтирует именно то, что сломано.
Ремонт мебели и помещения
По вполне понятной причине многие работают только "оптом" - ремонтируют квартиру целиком, не берутся за частичные ремонты.
Наша цель - сделать потолок в ванной комнате до 5 кв.м., частично заменить паркетную доску, отремонтировать шкафы-купе, заменить фильтры, почистить вентиляцию и т.д. по мелочи (розетки, смесители, замки дверей, порожки, заменить фасады кухни, замена унитаза и др.). Обзвонили несколько фирм, сложилось представление о цене на каждый вид услуг. Сначала договорились с некоторыми о примерных датах, потом нашли один сайт, позвонили и в итоге переговорили с бригадиром. Он сам позвонил, обращался по имени, как будто мы старые знакомые, назвал самые низкие цены, но ему надо было закончить работы на другом объекте, и мы его подождали полторы недели. Особенно запомнилась цена на потолок - 200руб./м. Выходило без материала совсем дёшево. И надо сказать, у нас уже стоял металлический профиль, нужно только было панели прикрепить.
Потом он пришёл один, посмотрел объём и обещал прислать смету, что-то уже поделал и взял предоплату 6 т.р. Кстати сразу и потом часто был без инструмента, приходилось ему что-то искать и докупать, в основном работал один, хотя говорил про свою бригаду - она видно трудилась на другом объекте. Когда нам пришла смета, мы конечно посмеялись. Понятно, что появились накладные и транспортные расходы, хотя все материалы мы заказывали сами и их доставку сами оплачивали. Все виды работ распались на кучу пунктов, каждый из которых стоил денег, в итоге потолок был расписан на 10 пунктов и стоил уже 24 т.р. без учёта материалов: в частности, чтобы отремонтировать потолок, кроме прочего, надо было демонтировать всё, кроме ванны, а потом монтировать обратно - чтобы освободить пространство для работы. Необходим был демонтаж и монтаж заново каркаса и проводки. Не трудно подсчитать, сколько стоил бы нам потолок до 5 кв.м. с материалами, и сравнить эту стоимость с первоначально заявленными им 200руб./м!
Поскольку приходил он раз в неделю, мы посчитали, что нам проще и быстрее будет сделать навесной потолок, что и сделали, без демонтажей всего, что есть в ванной комнате за дополнительную плату.
Правда и тут не обошлось без *****. На сайте компании потолок в ванную значился по 5400 руб. (со скидкой, а так он стоит 6800 руб.), а по факту мы заплатили 10500 руб., поскольку у них такая минималка! Там тоже очень хитрый бригадир приехал, вообще это цена самого дешевого потолка (6800 руб.) - белого без изысков с любым количеством светильников, мы сказали - ок, раз дешевле не выходит, давайте цветной или фото, и выдвинули какие-то пожелания, на что он сказал, что минималка - это значит белый с минимумом светильников (пара штук). Но постойте, минималка всегда означает, что если услуги не добирают до этой суммы, то платится всё равно она, а мы вот заказываем как раз на эту сумму! Он конечно настаивал на своём, и мы согласились, просто, чтоб не терять время. Но светильников взяли больше, расположил нам их мастер в более интересном варианте, чем по примитиву предлагал бригадир, и проконтролировали, чтоб сам материал был не китайский, пахнущий химией пару недель.
Итак, после потолка объёмы ремонта существенно сократились для нашего бригадира, он выехал с мастером, они поработали, и вечером скинул новую смету.
И опять сюрприз. Цена оставалась той же, хотя потолка за 24 т.р. уже не было! Возросли другие цены, так розетка, которые мы всю жизнь ставим за 500руб. уже стоила каждая по 3500 руб., и работы включали демонтаж старой розетки, организация гнезда (хотя оно есть) и монтаж и т.д. Все цены возросли, и если монтаж сенсорных светильников как-то можно согласится, что процесс сложнее, чем обычных (хотя о них изначально и шла речь), то даже там где он просто прикрутил попрочнее старую розетку - цена процесса стоила 1500 руб.!
Ещё до этого он сказал заказать доску для пола (заказывали сами, он даже не уточнил размеры, мерили сами, а там не только длина, ширина и толщина, изучили все сайты и характеристики, так что сами ему указали, почему не подходит та, на которую он ткнул пальцем, измерив "на глазок"), заказ пришёл, он сказал "не подходит", хотя до этого ему подходила, мы снова всё проверили, доказали. На что он сказал, что пол ему сейчас некогда делать, есть новые заказы, и они придут сделают после праздников - со скидкой.
Итак, основные пункты - пол и потолок отпали, а цена та же!
Как итог, опираясь на его старую смету, оплатили всё, кроме пола и потолка, и на этом попрощались, объяснив его и наши права и обязанности с юридической точки зрения.
Конечно, всем нам хочется за 2 мин. работы получать по 8 т.р., как некоторые мастера холодильников, и за установку розетки - по 3500 руб., а потолок до 5 кв.м. за 24 т.р. без материалов многие согласятся своими руками сделать, но c'est la vie - не каждый это готов платить. То есть если холодильник сверхдорогой, а розетка умная и потолок с картинами Ренессанса и изысканными под эпоху светильниками - да, наверно.
Всё имеет свою цену, поэтому не переплачивайте, просто потому что мастер решил подзаработать на вас, и мотивирует тем, что были ещё "лохи", которых ему удалось раскрутить. При этом ещё и качество работ не гарантирует, но хочет работать по ценам элитного специалиста. И помните, что закон защищает и потребителя и исполнителя.
Мастер должен всё измерить сам и проконсультировать, что нужно заказать, чтоб вам не пришлось многократно ездить по магазинам возвращать и менять. Некоторые сами заказывают в тех магазинах, где у них персональные скидки. Это и есть нормальная работа специалиста.
Общие рекомендации - контролировать пожилых и молодых, одиноким женщинам при беседе с такими мастерами по оплате лучше приглашать знакомых мужчин, потому что это целевая аудитория таких раскрутчиков от ремонта - пожилые люди, молодежь и одинокие женщины, ведь им легче надавить на мозг, внушить, что сейчас и есть такие условия и цены.