Дрисский лагерь
Как уже отмечалось ранее, 25 июня Лейб-Гвардии Казачий полк прибыл в укрепленный лагерь при Дриссе (город Дрисса у впадения реки Дриссы в Двину сейчас называется Верхнедвинск, райцентр в Витебской области Беларуси), где русские войска задержались на несколько дней.
По плану генерала Пфуля, армия Барклая-де-Толли должна должна была, опираясь на эту позицию, сдержать войска Наполеона. Увы, генерал оказался бездарностью. При атаке в лоб эта позиция смогла бы сдержать превосходящие силы противника, но лагерь оказался беззащитен с тыла, так как река Двина в этом месте была настолько мелкой, что не служила серьезным препятствием, пересеченная местность и отсутствие дорог также осложняло оборону.
Карл фон Клаузевиц в своей книге "1812 год" писал:
Итак, император увидел, что тот план кампании, который он первоначально поддерживал, являлся уже наполовину развалившимся; он увидел, что его армия в Дриссе на одну шестую слабее, чем он надеялся; со всех сторон раздавались сомнительные отзывы о Дрисском лагере; он потерял доверие к своему первоначальному плану и к его инициатору и начинал сознавать трудность подобного руководства военными действиями; генерал Барклай в своих докладах самым энергичным образом возражал против сражения под Дриссой и требовал прежде всего соединения обеих армий, в чем он был совершенно прав. При таких обстоятельствах император принял решение отказаться от командования армией, временно поставить во главе всех войск генерала Барклая, сперва отправиться в Москву, а оттуда в Петербург, чтобы повсюду ускорить работу по усилению армии, позаботиться о снабжении ее продовольствием и другими запасами и организовать ополчение, в котором взялась бы за оружие значительная часть населения страны. Несомненно, что лучшего решения император принять не мог.
1 (13) июля 1812 года на военном совете в Дриссе было принято решение отходить к Витебску для соединения войск 1-й армии Барклая-де-Толли и 2-й армии Багратиона.
Стычка при местечке Будилове
Отряд генерал-майора графа Орлова-Денисова (Лейб-Гвардии Казачий полк, гвардейская Черноморская сотня, батальон 21-го егерского полка (майора Степанова), два орудия конной № 4 роты полковника Мерлина)
12 и 13 июля не допустил неприятеля переправиться через реку Двину при Будиловской переправе, несмотря на все усилия неприятеля, и часто беспокоил большие колонны оного, шедшие за рекою, посылая туда вплавь охотников-казаков. (Из послужного списка генерала).
Отряд Орлова-Денисова, в который входил и Лейб-Гвардии Казачий полк, двигался в арьергарде отступающей русской армии по правому берегу Двины, главные же силы Наполеона параллельно ему по левому. У Будиловской переправы, недалеко от Витебска, французские части попытались ночью переправиться на правый берег, но были отброшены.
Отряд оставался на этой позиции всю ночь и утро следующего дня для недопущения повторной попытки переправы. Около полудня французские войска стали лагерем для отдыха. Один из пикетов, выставленных вокруг лагеря оказался выдвинутым слишком далеко и оторванным от остальных войск.
Было принято решение захватить этот пикет. Команда из 25 казаков под командованием поручика Конькова 1-го* в нагом виде на расседланных лошадях с одними пиками переправилась через реку вплавь и внезапно захватили пикет. Отправив пленных в расположение русских войск казаки атаковали неприятельский лагерь и начали колоть ошеломленных французов. Когда французы пришли в себя казаки захватили пять лошадей и поспешили к берегу. Французские кавалеристы стали отжимать казаков к крутому обрывистому берегу надеясь захватить их, но привычные казачьи кони прыгнули с кручи и поплыли к русскому берегу. Команда возвратилась без потерь.
*Венедикт Антонович Коньков, поручик 15 июля под Витебском был ранен одной пулей в правую руку выше кисти и выше локтя, отчего рука оказалась сведена и высохла. После 4-х недельного лечения отправлен на Дон и в 1915 году вышел в отставку в чине гвардии штабс-ротмистра. Награжден орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом. Ранение не помешало ему стать отцом восьмерых детей. По другим данным ранение он получил позже - в 1813 году. Путаница могла возникнуть потому, что в Отечественной войне принимали участие четверо братьев Коньковых, из них трое в Лейб-Гвардии Казачьем полку, а один в Атаманском.
Бой под Островно
13 (25) - 15 (27) июля 1812 года 1-я русская армия проводила арьергардные бои при местечке Островно (во Франции известны как бои под Витебском).
1-я русская отдыхала в Витебске, где планировалось соединение со 2-й армией Багратиона, когда вблизи города появились передовые части французов. Барклай-де-Толли собирался задержать французов не давая генерального сражения до соединения со 2-й армией, Наполеон же стремился к генеральному сражению, которое позволило бы ему пользуясь большим численным перевесом разбить русские армии поочередно.
Основные силы русской армии заняли оборону перед Витебском прикрывая дороги на Смоленск и Поречье. Вперед же выдвинулся 4-й пехотный корпус Остермана-Толстого, усиленный другими частями. Недоходя до Островно русские войска встретились с французским авангардом (гусарская и кирасирская дивизии) под командованием Мюрата. Весь день шел бой и только к вечеру русские войска отошли на новую позицию после того как к французам подошло подкрепление (пехотная дивизия из корпуса Богарне.
14 (26) июля корпус Остермана-Толстого сменила 3-я пехотная дивизия Коновницына и кирасирская дивизия из кавкорпуса Уварова. 4-й пехотный корпус занял позиции позади свежих войск. К Мюрату подошел корпус Богарне. Затем русские войска были подкреплены гренадерской дивизией Тучкова 1-го, который и принял командование. После полудня командование французскими войсками принял Наполеон и к вечеру, пользуясь беспорядком в командовании французы подошли к Витебску.
К 15 (27) июля Барклай стянул все войска под Витебск намереваясь задержать продвижение французов до соединения со 2-й армией, но получив сообщение от адъютанта Багратиона князя Меншикова, что 2-я армия не смогла пробиться к Могилеву и следует к Смоленску. После чего было принято решение отступать к Поречью, при этом сохраняя видимость подготовки к генеральному сражению. Роль арьергарда отводилась корпусу графа Палена в который входил и отряд графа Орлова-Денисова.
На рассвете войска Наполеона начали наступление силами пехотной дивизии Брусье и 16-го конно-егерского полка. Против них действовали Лейб-Гвардии Казачий полк и два эскадрона Сумского гусарского полка. Русская кавалерия рассеяла егерей и сильно потрепала французскую пехоту Только к пяти часам вечера русские войска отступили за реку Лучосу, после того как французы ввели в сражение пехотную дивизию Дельзона и 1-й корпус резервной кавалерии Нансути.
Богданович М. И. История Отечественной войны 1812 года: В 3 т. — СПб.: Тип. Торгового дома С. Струговщика, Г. Похитонова, Н. Водова и Ко, 1859-1860. Том I., стр. 202 - 203.
«Граф Пален, пользуясь тем, послал против него в атаку лейб-казаков, поддержанных 2 эскадронами Сумского гусарского полка. Французские конные егеря остались на месте и, как только подскакала к ним наша кавалерия, встретили ее залпом из карабинов; но это не остановило казаков и гусар, которые быстрым ударом смяли егерей, опрокинув их в овраг, и кинулись на стрелков. Неприятельские 2 роты, окруженные со всех сторон нашею конницею, успели, однако, построить кучки и отступили к оврагу, где были выручены 53 линейным полком. Сам Наполеон, следивший за ходом дела с небольшого холма, съехал оттуда за овраг и, поравнявшись со стрелками, спросил: «Какого вы полка? – «9-го линейного и все Парижане» - ответили они. «Вы молодцы; всякий из вас достоин креста!» - сказал Наполеон, провожаемый далее по всей линии восклицаниями: «да здравствует Император!»
История Лейб-гвардии Казачьего его величества полка. — СПб 1876. Стр 183 - 184.
Граф Пален, пользуясь такою невыгодной обстановкою французских конных егерей и стрелков. велел атаковать их Лейб-казакам и двум эскадронам Сумского гусарского полка... они быстрым ударом смяли французских егерей, опрокинули их в овраг и потом устремились на стрелков; та же участь постигла и последних. Тогда, пользуясь успехом атаки, Лейб-казаки бросились на неприятельские батареи. Штабс-ротмистр Жмурин* вскочил первый на одну из них, а за ним поручик (Венедикт) Коньков 1-й и несколько Лейб-казаков... Конькову тут же раздробило картечью правую руку. Неприятельские батареи, в виду самого Наполеона, были взяты и пушки сброшены в овраг, где и оставлены за невозможностью везти их далее.
Тогда, Наполеон, принужден был ввести в дело всю кавалерию Нансути и пехоту Дельзона.
*Жмурин Василий Матвеевич, штабс-ротмистр, 16 декабря 1812 года за отличие в сражении произведен в ротмистры. Умер в 1825 году в чине полковника.
Но к этому времени основные силы русской армии уже начали отступление. Корпус графа Палена же оставался за Лучосой до рассвета следующего дня. При этом было разведено много больших костров, чтобы создать впечатление, что основные силы 1-й армии еще находятся под Витебском. А после рассвета войска Палена отступили.
Ранее:
Лейб-гвардии Казачий полк в первые дни Отечественной войны 1812 года.
Далее:
Лейб-Гвардии Казачий полк в Отечественной войне 1812 года. От Витебска до Смоленска.
Другие мои статьи