Найти тему
О Москве нескучно

История станции "Полежаевская": для чего здесь третий путь

Оглавление

Одна из самых широких станций Московского метро. Почему она стала именно такой? И для чего здесь построили дополнительный третий путь? Откуда взялось название "Полежаевская"? С какими проблемами столкнулись рабочие при сооружении станции? И есть ли здесь хоть какая-то архитектурная изюминка? Об этом и не только расскажу сегодня.

Почему "Полежаевская"

Станция "Полежаевская" открылась в составе участка Таганско-Краснопресненской линии от "Баррикадной" до "Октябрьского поля" 30 декабря 1972 года. Платформа расположилась в районе пересечения Хорошёвского шоссе и улицы Куусинена. #История названия станции весьма необычная.

Станция "Полежаевская", 2018. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru
Станция "Полежаевская", 2018. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru

На первый взгляд, "Полежаевская" взялась из ниоткуда. Рядом нет даже похожих наименований. Однако своё название станция получила не по местности, а в честь конкретного человека. Речь о метростроевце Василии Полежаеве. Ему удалось сделать прекрасную карьеру.

В.Д. Полежаев. Фото из Википедии.
В.Д. Полежаев. Фото из Википедии.

Начал работать ещё на строительстве первой очереди Московского метро. С каждым годом всё дальше продвигаясь по карьерной лестнице, он в итоге стал начальником столичного Метростроя в 1958. Эту должность Полежаев занимал до 1972 года. Тогда он умер. За большой вклад в развитие Московского метро, одну из станций назвали его именем.

Чтобы всё не обвалилось

#Строительство "Полежаевской" шло не так просто. Мало того, что работы проходили непосредственно под Хорошёвским шоссе на небольшой глубине. Так ещё и почвы там были сыпучие, потому что состояли преимущественно из песка. К тому же под магистралью находилась сеть коммуникаций, которые нужно было не задеть.

Путевое развитие станции "Полежаевская". Схема отсюда: https://wiki.nashtransport.ru
Путевое развитие станции "Полежаевская". Схема отсюда: https://wiki.nashtransport.ru

Проходку вели в основном с помощью щитов. Некоторые участки одного из тоннелей сооружали открытым способом. Связано это было с тем, что на станции планировали не два пути, а три. Чтобы не возникло никаких дополнительных проблем во время прокладки тоннелей, строители применили технологию первичного нагнетания (с помощью цементно-песчаного раствора).

Строительство станции "Полежаевская", 1971. С сайта www.pastvu.com.
Строительство станции "Полежаевская", 1971. С сайта www.pastvu.com.

Она требовалась, чтобы не осела порода и не образовались пустоты. Из-за сложностей работы немного отставали от графика. К тому же метростроевцам пришлось перекладывать водопровод и трубы теплосети. На это также требовалось время. Помимо коммуникаций, в районе будущей станции было много жилой застройки. Чтобы дома не осели и не провалились под землю, строители применили технологию химического закрепления грунтов. Их пропитывали специальными растворами, чтобы почвы стали более жёсткими.

Почему здесь три пути

Как я уже писал, станция "Полежаевская" получилась трёхпутной. С двумя островными платформами. Иными словами, такой же, как, например, "Партизанская" на Арбатско-Покровской линии. Хотя, конечно, с точки зрения архитектуры, внешний вид платформ отличается кардинально. Трёхпутной "Полежаевская" стала неслучайно. Дело в том, что планы развития Московского метро в конце 1960-х годов предусматривали строительство станций в современном районе Хорошёво-Мнёвники.

Перспективная линия Московского метро 1973 года. Здесь видно ответвление в сторону Серебряного бора. С сайта www.metro.ru.
Перспективная линия Московского метро 1973 года. Здесь видно ответвление в сторону Серебряного бора. С сайта www.metro.ru.

Однако собственную линию туда прокладывать не собирались. Хотели сделать ответвление от Таганско-Краснопресненской. Пересадочной станцией должна была стать как раз "Полежаевская". Часть поездов направлялась бы в сторону "Планерной", остальные - к Серебряному бору.

Станция "Полежаевская", 1972-1973. С сайта www.pastvu.com.
Станция "Полежаевская", 1972-1973. С сайта www.pastvu.com.

Так получилось, что эти планы #московское метро в жизнь не воплотило. Поэтому лишний путь, который заканчивается через 350 метров после станции, использовали для ночной стоянки поездов. Долгое время правая платформа (если встать лицом в сторону центра) была недоступна для пассажиров. Но после ремонта выходов в 2010-х годах её стали использовать при движении поездов в центр.

Неприметная станция

Сказать о внешнем облике станции можно не так много. Её #архитектура простая. Проект создали Анна Фокина и Лев Попов. Они участвовали в сооружении многих станций в 1960-х и 1970-х годах. Восьмигранные колонны на платформах облицованы мрамором кремовых оттенков. Из такого же материала сделаны скамейки. Пол выложен красным и чёрным гранитом. Путевые стены украсили кафельной плиткой фиолетово-серого цвета. Хотя он вживую больше похож на светло-голубой.

Станция "Полежаевская", 2018. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru
Станция "Полежаевская", 2018. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru

Название станции располагается непривычно высоко - под самыми сводами. Освещаются платформы с помощью подвесных люминесцентных лампочек. В 2018 году рядом открылась станция "Хорошёвская" Большой Кольцевой линии. Как раз к этому моменту закончили реконструкцию выходов с "Полежаевской".

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!