Если спросить на улице какого-нибудь человека возрастом за 35 лет, какая машина в Советском Союзе была самой красивой, то ответ скорее всего не заставит себя долго ждать, конечно же «Чайка»! За этой маркой значился, как знак качества, самый лучший отечественный автомобиль представительского класса.
По части своего внешнего облика данный автомобиль являлся компиляцией дизайнерских решений американского автопрома, так называемого плавникового стиля, или «детройтского барокко». «Чайку» можно отнести к долгожителям советского автопрома: автомобили выпускались с 1959 по 1988 год. На «Чайках» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР за рубежом. Кроме того, выпускалось несколько особых модификаций автомобиля: киносъёмочные, полуфаэтоны, известен также случай производства железнодорожной дрезины на базе «ГАЗ-13».
Сразу после выпуска первых «Чаек» за ними началась «охота» - изящная, удобная машина прельщала партийных функционеров, однако главным всё равно пока оставался морально устаревший ЗиМ. Выход из положения был найден: на одном из оборонных заводов к кузову «Чайки» приваривалась передняя и задняя часть от ЗиМа. На практике получался закамуфлированный автомобиль высокого уровня комфортности, прозванный в народе "Ослобык".
«Чайка» долгое время была недоступна для массового покупателя, после двух капремонтов её полагалось утилизировать. Только в 70-ых годах Брежнев разрешил зарабатывать на «Чайках»: машины начали широко эксплуатироваться ЗАГСами , обслуживали Интурист, диппредставительства зарубежных стран, министров, военные парады, советских послов за рубежом и звёзд, посещающих СССР.
За время выпуска этих автомобилей сменилось два поколения данной модели с некоторыми модификациями: ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Гордость отечественного автопрома оснащалась на тот момент чудом техники - автоматической коробкой переключения передач.
Все люди, жившие в СССР, говорили между собой про "Чайки" даже с каким-то неким придыханием. Советские модельки этой марки - уменьшенные копии автомобилей особенно ценились у ребят, достать их было чрезвычайно сложно. И это речь идёт об игрушечных "Чайках", что уж говорить о настоящих!) Даже увидеть тогда такой автомобиль в живую была просто мечта! Да и сейчас у коллекционеров ретро машин "Чайки" являются самыми ценными экспонатами.
Воистину "Чайка" была высшей категорией роскоши и гордостью отечественного автопрома для советского народа!