Всем доброго дня! Продолжаю свой неспешный рассказ об отдыхе в Калининградской области.
Все знают о Куршской косе, а когда начинаешь говорить о Балтийской, удивляются и спрашивают: "А где это?" На самом деле этот прекрасный кусочек природы незаслуженно забывают, и не все включают его посещение в свой список запланированных маршрутов. Балтийская коса — это младшая сестра Куршской: те же бесконечные километры пляжей, песчаные дюны и шум прибоя.
Длина косы составляет 65 км (из которых 35 км на северо-востоке принадлежат России, а остальные — Польше), ширина — 300—1800 м в средней и южной частях и 8—9 км в северной.
На что я обратила внимание и какие отличия отметила, сравнивая Куршскую и Балтийскую косы?
На Балтийской косе нет в таком количестве соснового леса, как на Куршской. Возможно, сосны есть значительно дальше по косе в сторону Польши, но у нас не было цели это проверить и терять силы на таком марш-броске. В этом плане Куршская коса более изысканная по красоте.
Куршская коса имеет статус охраняемого объекта, заповедника. Отсюда её относительные минусы: платный вход, КПП и большое количество туристов. На Балтийскую косу ты приезжаешь и свободно топчешь песок в любом направлении, наслаждаясь видами и просторами. Но это временно. Власти Калининградской области намерены до 2024 года решить вопрос о получении статуса национального парка и для Балтийской косы тоже.
На Куршскую косу довольно легко попасть на автобусе или на машине. Она находится рядом с Зеленоградском. На Балтийскую косу можно переправиться только на пароме или частном катере из города Балтийска. Мы оставляли машину в Балтийске, а на косу переправлялись на катере (предлагающих свои услуги было достаточно на берегу); обратно дождались парома. Вот здесь можно посмотреть расписание парома: http://vokzal39.ru/tarif-parom.html. При посадке на паром в обратную сторону не было ни касс, ни контролеров, возможности купить билет не было. Когда мы в Балтийске выходили через турникеты, билеты тоже никто не спрашивал и не проверял. Позже на сайте я прочитала, что билет действует туда и обратно, продается в кассе в самом Балтийске, а на косе, соответственно, касс уже нет. Так как мы этого не знали и предполагали покупку билетов на месте при обратном отправлении, то вынужденно переправлялись зайцами. Уж не знаю, бывает ли там контроль, или нам просто повезло, но подобный способ экономии средств рекомендовать не буду.
Еще один маленький, но значимый плюс для Балтийской косы — это янтарь. Ехать на Балтику и не найти янтаря — это разочарование. Эти маленькие солнышки я смогла найти только здесь, на Балтийской косе. Ни на Куршской, ни на многих километрах пляжей Зеленоградска и Светлогорска я больше янтаря не видела. Возможно, это дело случая, но факт остается фактом.
Теперь о том, что можно посмотреть на Балтийской косе. Если вы пойдете налево по дороге от пристани, то увидите огромные ангары бывшего аэродрома Найтифф. Они станут для вас ориентиром. Это свидетельство мощи военной индустрии и силы наступающей природы. Для любителей заброшек и техно.
Немного информации. Этот аэродром (немецкое Neutief) был построен в 1934–1939 годах. Взлетные полосы были с подогревом, рядом с аэропортом была создана полукруглая гавань и пандус для спуска гидросамолетов на воду. Было построено три огромных ангара с овальной крышей для самолетов и два с плоской крышей для вспомогательной техники. Сейчас ангары зияют своими остовами, зарастают кустами шиповника и травой.
Смельчаки еще могут попробовать залезть на крышу башни управления полетами. На ней сохранился циферблат больших часов. Однако у меня эта мысль не вызвала большого энтузиазма, да и лестница с частично разрушенными пролетами и горами мусора вызывала опасения.
Длинная, широченная взлетная полоса… Она еще цепляется за жизнь, еще виднеется сквозь траву и песок. На берегу лежат побитые жизнью большие рыбачьи шлюпки, сфотографироваться с которыми мы не могли отказать себе в удовольствии. Место достаточно унылое для меня, людей практически не встречается. Только пятна осеннего яркого шиповника разбавляют это неоднозначное для визуального восприятия место. Но для тех, кто любит историю, заброшенные скелеты зданий, для тех, кто хочет прикоснуться, почувствовать, представить, это место оставит впечатление.
Пройдя далее по взлетной полосе и ориентируясь на карту Google, мы прошли мимо ангаров и свернули по тропке направо, чтобы выйти на берег Балтийского моря, на пляж.
Когда перед глазами раздвинулись деревья и открылась панорама песчаных дюн, бесконечности и кусочка моря, мое сердце заныло от восторга. Ноги утопали в песке, идти было неудобно, но открывающиеся виды поражали и завораживали. Почти Мальдивы… Правда, на Мальдивах я еще не была.
Наверное, здесь хорошо летом, когда можно нырнуть в синеву волн из обжигающего песка дюн… Медленно загребая песок и убегая от шаливших волн, мы двинулись в обратном направлении по пляжу к причалу. Здесь, кстати, песок тоже поет, как и на Куршской косе. При каждом погружении стопы в песок песчинки отзываются своим музыкальным приветствием. Там, где песок уступает место траве и начинается поселок, мы вышли к форту Западный.
Форт "Западный" является частью фортификационных сооружений крепости Пиллау.
Форт был построен еще до франко-прусской войны - в 1869 году. Форт находится достаточно в грустном состоянии.
Задерживаться здесь мы не стали и поспешили на пристань, рассчитывая уехать на пароме, который, судя по толпе собравшихся туристов, должен был уже скоро подплыть.
И вот паром и прощание с Балтийской косой. В Балтийске мы еще раз полюбовались лебедями — смотрителями военных кораблей.
Лебедей в Балтийске много, желающие покупают хлеб и угощают им благородных птиц. Птицы достаточно благосклонно принимали подношение, а самые нетерпеливые нагло вырывали куски прямо из рук напуганных любителей птичек.
А нас ждала обратная дорога домой.
Ссылка на предыдущую часть моего рассказа: