Я преклоняюсь перед всеми педагогами планеты Земля, которые проработали в школе всю жизнь и продолжают работать. Потому что я сама по профессии учитель и как никто другой понимаю, насколько тяжел и важен труд педагога.
Начну с того, что я, выучившись на филолога, устроилась работать в школу, в которую сама ходила когда-то. Я - учитель русского языка и литературы, но мне сразу же дали еще часы истории, так как учителей истории катастрофически не хватало. Каждый день я шла на работу, как на каторгу: в одной руке сумка, в другой пакет с ученическими тетрадями. С первых же дней мне дали классное руководство в пятом классе. Контингент был самый разношерстный: около половины всех детей были воспитанниками двух разных детских домов, остальные дети были из неблагополучных и малоимущих семей.
Я сейчас только осознаю, что в то время благодаря только своей молодости, наивности и неопытности я держалась на плаву, ведь каждый день для меня был полон сюрпризов, приятных и не очень. Сказать, что было трудно, это не сказать ничего. Каждый вечер я часами готовилась к предстоящим урокам, тем более, что к каждому уроку истории приходилось готовиться особенно тщательно, ведь дети могли заподозрить, что я ее не знаю. Я засыпала за столом, уронив голову на тетради или журнал. Удивляюсь, когда у меня хватало времени на семью: дочка тогда была совсем маленькая, часто болела. После работы мне иногда приходилось проведывать своих учеников-бездельников: во время таких рейдов я насмотрелась и на пьяных родителей, и на квартиры, в которых совершенно не было условий для развития и воспитания ребенка. Детей было очень жалко: многие из них были очень способные, тянулись к учёбе и ко мне. Другие были замкнутыми в себе и совсем не хотели идти на контакт.
Статьи не хватит описать все особенности работы в школе. Это было начало двухтысячных годов. Государство обеспечивало школы частично - приходилось за свой счёт покупать мел, журналы, пособия и т.д. и т.п. Кроме того, постоянно в школе собирали деньги с учителей. Спросите, на что? На помощь пострадавшим после цунами, которое прошло где-то в Юго-Восточной Азии. Заставляли выписывать никому не нужные и неинтересные газеты и журналы. Однажды одна коллега решила отказаться, потом её долго "обрабатывала" в своем кабинете директор, после чего всё равно пришлось сдать деньги. Некоторые классные руководители собирали деньги с класса на такие нужды. У меня это получалось плохо: с кого собирать? С малоимущих? Или с детей из детского дома?
Я заметила, что временами становилась очень нервной, резкой, у меня прорезался глас учителя. Благо, летом длинный отпуск у педагогов: хватало, чтобы отдохнуть и набраться сил. Со временем дети привыкли ко мне, стали более послушными, они тянулись ко мне, потому что многим дома не хватало любви и ласки.
Были моменты, ради которых я оставалась в школе: это заинтересованные лица детей на уроке; это их горящие глаза, когда я им рассказывала истории о Робинзоне Крузо; это букеты сирени в подарок, не на 8 марта, а просто так.
Когда наш руководитель распорядился поменять жалюзи в кабинетах (предстояла комиссионная проверка) - это было последней каплей моего терпения. Я скрипя зубы каждые каникулы перекрашивала полы в кабинете; я терпела, когда нас заставляли выходить на работу по выходным. Но устанавливать жалюзи за свой счёт? Вернее, я должна была деликатно собрать деньги с детей. Как это деликатно? И свою зарплату мне совершенно не хотелось на это отдавать.
Сейчас пишу эту статью и удивляюсь, до какого абсурда была поставлена вся преподавательская работа в школе. Учитель вечерами ходил в рейды с участковым милиции. Преподавателей могли в приказном порядке отправить на любое городское мероприятие в качестве зрителя, дабы зрительский зал был заполнен на 100%. Учителя ходили с детьми на субботники два раза в неделю, и, замечу, этот труд не оплачивался. Примеров можно привести еще много. Напрашивается вывод: учителя делали очень многое. А когда же они учили детей? Ведь требовали высокие показатели успеваемости, а двойки детям ставить нельзя, даже если ребенок пришел в школу без тетрадей и учебников.
Я не жалею, что ушла из школы, но скучаю по детям. Школа научила меня очень многому: держать себя и свои нервы в кулаке, научила ценить самые незначительные, но прекрасные моменты в жизни. Да что там говорить, школа даже научила меня выступать на сцене, составлять сценарии и быть ведущей.
А жалею только об одном. Когда я написала заявление, директор спросила, почему я ухожу. И у меня не набралось ни грамма храбрости сказать ей правду. Что надоели бесконечные денежные поборы, беспросветная бюрократия, профанация показателей качества и обученности. Кругом ложь и каждую минуту от учителя чего-то ждут. Никогда не забуду наши педагогические советы, которые проходили по понедельникам, и на которых мы получали "заряд бодрости" на всю неделю. Имён, как правило, не называли, а обобщённо и корректно словами втаптывали в грязь. Эх, ну не смогла сказать всего этого!!!
4,5 года я "выживала", работая в школе. Спустя пару лет после ухода, я узнала, что нашего директора взяли с поличным на взяточничестве. Нашёлся же смелый человек! Честь и хвала ему!
Я часто встречаю своих бывших учеников: они всегда меня узнают, здороваются, интересуются моими делами. Очень рада за тех ребят, у которых сложилась взрослая жизнь. Жаль, не у всех так. Кто-то повторил судьбу своих незадачливых родителей.
Всё еще посещают мысли устроиться на работу в школу. Сейчас, правда, многое в ней изменилось, но об этом будет другая моя статья.
Особенности национального образования, или чему сейчас учат в школе
Стоит ли бояться ковида?! Как я и моя семья переболели коронавирусом.
Спасибо, что оставались со мной!