Найти тему
КиноНытик

Козни чиновников и «деспот» Козаков: как снимали фильм «Покровские ворота»

Сценарий к своему фильму «Покровские ворота» Михаил Козаков написал по пьесе Леонида Зорина, который называл ее автобиографической. Автор в студенческие годы снимал комнату в коммунальной квартире на Петровском бульваре, где и познакомился с прототипами своей будущей пьесы. Правда, в произведении время действия передвинулось на десять лет, а место действия – поближе к Покровским воротам.

Эта пьеса не раз ставилась в столичных театрах и даже экранизировалась, отклики критиков были всегда положительными.

-2

Изначально сценарий Михаила Козакова показался руководству «Мосфильма» слишком простым для художественного фильма, поэтому было принято решение – снять телефильм. Также режиссеру поставили условие – сняться в роли Дзержинского в трех фильмах, что и было сделано в 1980-81 годах. Михаил Михайлович сыграл Феликса Эдмундовича в телефильмах «Синдикат 2», «20 декабря» и сериале «Государственная граница».

Но руководство киностудии даже после этого не спешило давать отмашку на съемки «Покровских ворот», хотя Козаков уже подобрал несколько кандидатов на исполнение главных ролей. Помогла Софья Милявская – исполнительница роли тети Костика. Она общалась с председателем Гостелерадио СССР Сергеем Лапиным, который относился к актрисе с большим уважением. Она попросила чиновника помочь ускорить процесс запуска съемок, что и было сделано.

-3

В фильме могли сняться Андрей Миронов, Никита Михалков и Наталья Гундарева, которые рассматривались на роли Хоботовых и Саввы Игнатьевича. Михалков прочитал сценарий и дал решительный отказ, Миронову Козаков отказал сам, потому что посчитал, что актер не впишется в сюжет, который развивается в коммунальной квартире.

На роль Маргариты Павловны режиссер хотел пригласить Маргариту Павловну, но раз теперь это был не художественный фильм, а телевизионная постановка, то на звезду первой величины рассчитывать не приходилось. Поэтому в итоге главные роли достались Инне Ульяновой, Виктору Борцову и Анатолию Равиковичу.

«Призрачного гонщика» сыграл каскадер Леонид Машков, который снялся больше чем в сотне фильме, но нигде не показывал своего лица.

-4

Долгое время заняли поиски актера на роль Костика Ромина. Режиссер перебрал два десятка кандидатов, но ни один из них не подошел. Про Олега Меньшикова вспомнила супруга режиссера Регина Быкова, которая увидела молодого актера на экране.

На пробах съемочная группа сошлась во мнении, что именно Меньшиков подходит на роль Костика. Кстати, в те годы актер еще учился в Щукинском училище.

Интерьеры коммунальной квартиры выстроили в павильоне «Мосфильма», а дворик для игры в шахматы снимали недалеко от станции метро «Кропоткинская» на Гоголевском бульваре.

Каток на Чистых прудах снимали на Патриарших, а больницу – в усадьбе Усачевых-Найденовых.

-5

Танцы в фильме Олег Меньшиков и Татьяна Догилева исполняли сами, Михаил Козаков лично обучал актеров движениям. Кстати, Догилеве позже говорила, что режиссер очень профессионально работал на съемках – он помогал актерам, каждому подсказывал, что и как играть, наизусть знал текст каждой роли в фильме.

Но это мнение разделали не все. Например, Анатолий Равикович считал, что Козаков – интеллектуал, но в работе с актерами проявил себя как настоящий тиран. Любого, кто хоть на йоту отступал от сценария, Михаил Михайлович воспринимал, как оппортуниста.

-6

После окончания съемок злоключения фильма не закончились. Худсовет очень прохладно отнесся к отснятому материалу. Марк Захаров выразил общее мнение – это китч. Сергею Лапину не понравился образ советского солдата Саввы Игнатьевича, который чиновник назвал искаженным. В телефильм пришлось вносить большой список правок, после чего премьеру разрешили.

Но показывать не спешили – выход «Покровских ворот» тормозили чиновники. Они то требовали убрать, то вернуть сцены, реплики героев. Даже после того, как фильм все-таки показали (это произошло 11 февраля 1983 года), в него на протяжении нескольких лет вносили правки. Например, во время антиалкогольной кампании в середине 1980-х годов из него на время исчезла фраза «хлопнем по рюмашке», а также ряд сцен с алкогольными возлияниями.

-7

Зритель тоже принял фильм Михаила Козакова «Покровские ворота» довольно прохладно. Восторженных отзывов не было. Но со временем это произведение стало классикой. Сегодня телефильм отражает кусочек советского периода времени, быт обитателей столичной коммуналки, поэтому имеет историческую ценность.

Подписаться на канал «КиноНытик»