Найти тему
Записки КОМИвояжёра

"Недоросль" и Простаковы – почему отрицательные персонажи человечнее положительных

Ко­медию изу­ча­ют в шко­ле так ра­но, что уже к вы­пус­кным эк­за­менам в го­лове не ос­та­ет­ся ни­чего, кро­ме зна­мени­той фра­зы: "Не хо­чу учить­ся, хо­чу же­нить­ся". Девятиклассники воспринимают её если не как руководство к действию, то как вполне одобряемый слоган.

Да­же са­мо сло­во "не­доросль" вос­при­нима­ет­ся не так, как за­дума­но ав­то­ром ко­медии. Во вре­мена Фон­ви­зина это бы­ло со­вер­шенно оп­ре­делен­ное по­нятие: так на­зыва­лись дво­ряне, не по­лучив­шие дол­жно­го об­ра­зова­ния, по­это­му им зап­ре­щено бы­ло посту­пать на служ­бу и же­нить­ся. Но с по­яв­ле­ни­ем Мит­ро­фануш­ки в школе тер­мин «не­доросль» при­об­рел но­вое зна­чение: и бал­бес, и ту­пица, а ещё и под­росток с ог­ра­ничен­но-по­роч­ны­ми нак­лоннос­тя­ми.

Митрофан на сцене Малого театра
Митрофан на сцене Малого театра

Сюжет у всех в памяти, но торжество просвещения и добрых нравов ом­ра­ча­ет лишь од­но, но весь­ма су­щес­твен­ное об­сто­ятель­ство: пос­рамлен­ные и уни­жен­ные в фи­нале Мит­ро­фануш­ка и его ро­дите­ли – единс­твен­ное свет­лое пят­но в пьесе!

Жи­вые, пол­нокров­ные, не­сущие ес­тес­твен­ные эмо­ции и здра­вый смысл Прос­та­ковы задавлены схематичными, какими-то плоско-одномерными положительными персонажами.

Творчество Фон­ви­зина при­нято от­но­сить к клас­си­циз­му. Да, реализуются все принципы: и действие начинается и завершается в усадьбе за сутки, и нет боковых линий в развитии этого действия, и герои носят «говорящие» имена (Правдин, Милон, Скотинин…), и положительные герои несут идеалы добра и справедливости, но Фонвизин гениально соединяет высокий стиль классической драмы с низким стилем такой же классической комедии, что само по себе уже разрушает каноны. Но происходит ещё одно отступление от традиций: положительные герои побеждают, но в памяти остаются именно отрицательные!

Язык Правдина, Милона, Стародума мёртв, бесчеловечен, страшен своей лексикой и грамматикой! Вот речь Прав­ди­на: «Имею по­веле­ние объ­ехать здеш­ний ок­руг; а при­том, из собс­твен­но­го под­ви­га сер­дца мо­его, не ос­тавляю за­мечать тех злон­равных не­вежд, ко­торые, имея над людь­ми сво­ими пол­ную власть, упот­ребля­ют ее во зло бес­че­ловеч­но». Ми­лон сбивается в любовных приз­на­ни­ях, как в пло­хо за­учен­ном уро­ке: «Ду­ша бла­город­ная!.. Нет... не мо­гу скры­вать бо­лее мо­его сер­дечно­го чувс­тва... Нет. Доб­ро­детель твоя из­вле­ка­ет си­лою все та­инс­тво ду­ши мо­ей…» И это он говорит любимой девушке?!

Конечно, можно объяснить, что это XVIII век, так принято говорить, поэтому так запутываются герои в придаточных предложениях и синтаксических конструкциях, но стоит только заговорить герою отрицательному, и льётся живая русская речь! Вот Та­рас Ско­тинин, хва­лясь дос­то­инс­тва­ми сво­его по­кой­но­го дя­ди, изъ­яс­ня­ет­ся так, как мог­ли бы го­ворить ге­рои Белова, Абрамова или Шукшина: «Вер­хом на бор­зом ино­ход­це раз­бе­жал­ся он хмель­ной в ка­мен­ны во­рота. Му­жик был рос­лый, во­рота низ­ки, за­был нак­ло­нить­ся. Как хва­тит се­бя лбом о при­толо­ку... Я хо­тел бы знать, есть ли на све­те уче­ный лоб, ко­торый бы от та­кого ту­мака не раз­ва­лил­ся; а дя­дя, веч­ная ему па­мять, прот­резвясь, спро­сил толь­ко, це­лы ли во­рота?»

Госпожа Простакова с  сыном в постановке Малого театра
Госпожа Простакова с сыном в постановке Малого театра

И ясные высказывания Простаковой о семье просто сверкают алмазами на фоне суконно-косноязычных поучений Стародума и Правдина. Вот Стародум с поучениями: «Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. Они всею силою стараются развратить невинное сердце, чтобы унизить его до себя самих ».
А вот Простакова размышляет о семье и сватовстве: «По­ди за ко­го хо­чешь, лишь бы че­ловек ее сто­ил. Так, мой ба­тюш­ка, так. Тут лишь толь­ко же­нихов про­пус­кать не на­доб­но. Коль есть в гла­зах дво­рянин, ма­лый мо­лодой... У ко­го дос­таточек, хоть и не­боль­шой...»

Вся вина Простаковых заключается в том, что они не находят места в идеях Просвещения. И нет у них никакой идеологии, живут сами и другим не мешают, и в их патриархально-семейном укладе всё просто и понятно. Не злодеи они, в их крепостническую жестокость как-то не верится, слишком они простоваты! Думается, это вот к таким господам после отмены крепостного права шли дворовые с просьбой: не выгоняйте! И оставляли, давали кусок хлеба и миску похлёбки. А Правдин произносил речь о свободе и отправлял старух и стариков на волю Божью.

В ко­неч­ном сче­те, кон­фликт Прос­та­ковых, с од­ной сто­роны, и Ста­роду­ма с Прав­ди­ным, с дру­гой, – это про­тиво­речие меж­ду образцовой идей­ностью и обычной личностью, живущей своей, привычной жизнью. Меж­ду ав­то­ритар­ным и индивидуальным соз­на­ни­ем.