Известно, что на рынке труда существует два равноправных действующих лица – работодатель и работник. Процесс найма сотрудника есть процесс согласования интересов работодателя и работника. Требования к персоналу определяются рядом критериев: наличие профессиональных навыков и умений, внешних и физических данных, медицинских показаний, определенных свойств нервной системы и акцентуированности черт характера и темперамента претендента (т.е. чрезмерного усиления отдельных черт характера, что проявляется в избирательной уязвимости личности по отношению некоторого рода воздействиям, например, тяжелым переживаниям, чрезвычайным нервно-психическим нагрузкам, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим), а также стиль информационного взаимообмена. На волне рыночной экономики спрос на профессионалов не уменьшается, что приводит к возникновению особого рода фирм, обслуживающих этот спрос – так называемых рекрутерских фирм, или агентств по подбору персонала и кадровому консалтингу.
Таким образом, параллельно с рынком труда в нем существует и развивается рынок кадровых услуг. Кадровые агентства, фирмы по подбору персонала заняли свою нишу на рынке. Найти необходимого специалиста часто бывает достаточно сложно, т.к. работодатели не обладают соответствующими знаниями, навыками и временем для этого поиска. А изучение и анализ методов подбора кадров и найма на работу со стороны работодателя определяется в зависимости от формы собственности предприятия (государственное, частное), его размера, места расположения. Сформулируем гипотезы: 1. Новые технологии подбора кадров и найма на работу не нашли широкого применения на отечественных предприятиях. 2. На предприятиях, созданных в последние годы, применяются и более современные методы подбора кад ров.
Резкое кризисное потрясение 1998-го года внесло свои коррективы в условия существования и развития рынка труда. Сократился спрос на рабочую силу, обладающую высокой квалификацией. Работу потеряли многие бухгалтеры, банковские работники, специалисты по ценным бумагам, менеджеры по рекламе, туристическим услугам, риэлторы, референты кадровых агентств. Кризис создал благоприятные предпосылки для сохранения и развития занятости в реальном секторе экономики (в отраслях сельского хозяйства, промышленности, транспорта), где кризисный процесс шел уже давно. Предприятия пищевой и химической промышленности, напротив, наращивали объемы производства. Получили «передышку» отечественные производители бытовой техники. Благоприятные последствия роста курса доллара сказались и на увеличении числа заявленных в службы занятости вакансий от предприятий, которые стали расширять производство, оживляя остановленные ранее производственные мощности 2 . Ухудшение экономической ситуации привело к резкому обострению конкурентной борьбы за каждое рабочее место. В функционирование рынков рабочей силы вносило свои коррективы и развитие техники: автоматизация, «информационные и телекоммуникационные технологии открывали большие возможности для появления новых форм организации труда и занятости как в рамках отдельных корпораций, так и в обществе в целом. Сектор услуг (производственные и высокотехнологичные услуги) мог обеспечить значительный прирост занятости» 3 . В России неизбежно, хотя с разной степенью скорости и эффективности, «постепенно наемный труд становится органическим элементом растущей хозяйственной системы рыночного типа» 4 . Успех на рынке труда возможен при условии, что человек постоянно следит за ситуацией и знает состояние рынка. Для поиска работы необходимо использовать существующие рыночные структуры: государственную службу занятости, кадровые агентства, ярмарки вакансий, различные специальные СМИ. Эффективным может оказаться составление, постоянное пополнение и периодическая рассылка своего резюме. По реакции агентств можно сделать вывод о своем положении на рынке труда 5 .
Положение отечественных работодателей при любой форме собственности проблемно. Российский предприниматель осуществляет свою деятельность с высоким риском. Принимая какого-либо наемного работника, он тоже сильно рискует. Но активно действующие кадровые агентства стремятся к повышению результативности своего труда. Поиск новых форм и механизмов для них – условие элементарного выживания. Достижению поставленных целей служат передовые технологии, например, интернет.
1 Авторское исследование предприятий г. Саратова, проведенное летом 2000 года в сотрудничестве с Департаментом государственной службы занятости по Саратовской области
2 Сафонов А. Рынок труда в России: итоги 1-го полугодия // Социальная защита. 1999 №9. С.29-35
3 Браччи И. Новые формы занятости и информационные технологии // Вопросы экономики. 1998. №2, С. 153-158
4 Заславский И. К характеристике труда в современной России// Вопросы экономики. 1997 №2, С.76-91
5 Левицкий К. Как продать самое дорогое и не продешевить // МИР ПК. 1996 № 11, №12. С.24