В этой статье я расскажу о том, как развивается интеллект ребёнка, через какие стадии развития он проходит. Каждой мамочке очень важно это знать, чтобы правильно развивать своего малыша.
Хочу поделиться основами операциональной теории интеллекта швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Этот учёный опытным путём узнал, как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах, как мы учимся думать.
По мнению Пиаже, интеллект, как и любая живая структура, не просто реагирует на раздражители, а скорее он растёт, меняется и адаптируется к окружающему миру.
Интеллект – это ни чистый лист бумаги, на котором могут быть записаны знания, ни зеркало, отражающее воспринимаемый мир.
Метафорически Пиаже описал эту модель таким образом: когда животное ест, одновременно происходят два процесса – приспособление организма к пище посредством изменений в пищеварительной системе и усвоение пищи, которая становится частью самого животного. По мнению учёного, люди развивают и улучшают свой интеллект аналогичным образом.
Пиаже ввел понятие «схема» – способ обработки информации, меняющийся по мере того, как человек растёт и получает больше знаний. По его мнению, существует два типа схем: сенсомоторные (или действия) и когнитивные (понятия).
По мнению психолога, процесс развития интеллекта происходит следующим образом: схемы организуются в операции, различные сочетания которых соответствуют качественно различным стадиям когнитивного роста.
По мере своего развития люди используют всё более сложные схемы для организации информации и понимания внешнего мира. В этом развитии можно выделить пять стадий.
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от 0 месяцев до двух лет). В этот период у ребёнка развиваются сенсорные и моторные способности , он пытается понять новый объект через его употребление: разглядывает, слушает, ударяет, бросает и т.д.
Сенсомоторная стадия включает в себя шесть подстадий, или схем , соответствующих организации сложных движений:
- 1-й месяц жизни – врождённые рефлексы: сосание, хватание и т.п. Они вызываются внешними стимулами и в результате повторения становятся более эффективными;
- с одного до четырёх месяцев – моторные навыки формируются как условные рефлексы в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой (сосательные движения при виде бутылочки с соской, хватание этой бутылочки);
- с четырёх до восьми месяцев – циркулярные реакции формируются благодаря развитию координации между органами чувств и моторными схемами (ребёнок дёргает верёвочку, к которой подвешена погремушка, чтобы она гремела и т.п.);
- с восьми до двенадцати месяцев – координация средств и целей придаёт действиям ребёнка всё большую преднамеренность в расчёте на достижение цели (убирание пелёнки с целью найти спрятанную под ней игрушку и т.п.);
- с двенадцати до восемнадцати месяцев – открытие новых средств происходит случайно, но вызывает у ребёнка формирование связи между его действиями и их результатом (подтягивание к себе коврика, чтобы достать лежащую на нём погремушку и т.п.);
- с восемнадцати до двадцати четырёх месяцев – изобретение новых средств в сочетании с уже имеющимися схемами для отыскания оригинального решения проблемы (поиски средства, чтобы открыть коробочку и достать из неё спрятанную конфету и т.п.).
2. Стадия символического, или допонятийного, интеллекта (от двух до четырёх лет). На этой стадии происходит усвоение вербальных знаков родного языка, и ребёнок начинает говорить. Также в этот период малыш осваивает простейшие символические действия, например, притворяется спящим или укладывает спать куклу. Но ребёнок пока не понимает отличий между символом и обозначаемым им объектом.
В этот период малыш узнаёт, что слова языка являются условными знаками, и что одно слово может обозначать и несколько объектов. По мнению Пиаже, формами символического мышления являются детская игра и воображение.
3. Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет). Ребёнок формирует свои суждения, опираясь в большей степени на своё восприятие, чем на логические процессы, то есть он больше верит своим глазам.
Пиаже проводил такой эксперимент: он показывал ребёнку два одинаковых стакана с одинаковым количеством воды. Затем психолог переливал жидкость из одного стакана в другой, более высокий и узкий, и спрашивал ребёнка, сколько в высоком стакане жидкости.
Дети шести лет и старше отвечали на поставленный вопрос практически сразу: они и так знают, что количество жидкости остаётся одинаковым, независимо от размера или формы стакана, в который она налита. Но дети до 6 лет говорили, что в высоком стакане содержится больше жидкости. Даже когда они видели, как жидкость переливают из низкого стакана в высокий и обратно, они по-прежнему утверждали, что в высоком стакане жидкости больше.
Этот эксперимент проводился с детьми разных культурных слоёв, и почти всегда заканчивался одинаковыми результатами.
На этой стадии ребёнок также приобретает способность к расположению объектов в ряд (например, в порядке увеличения размера) и их классификации (красные предметы – к красным, круглые – к круглым, рыба – к рыбам и т.п.).
4. Стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет). На этой стадии ребёнок овладевает «принципом сохранения», заключающимся в осознании того, что физические свойства вещества (объём, масса, количество) остаются постоянными, несмотря на изменение его формы или внешнего вида. В этот период ребёнок начинает использовать в мышлении логику, получает представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона, он всё глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи. Именно на этой стадии мышление ребёнка становится всё более похожим на мышление взрослых.
5. Стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11-12 до 14-15 лет). На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Здесь речь идёт фактически об абстрактном мышлении, функционирующем с помощью гипотез и дедукций. Подросток может исследовать все логические варианты решения задачи, представлять вещи, противоречащие фактам, думать о будущем, формировать идеалы и понимать смысл метафор, который недоступен детям младшего возраста.
Часто Пиаже спрашивали: «Можно ли ускорить смену стадий развития и, например, научить способного пятилетнего ребёнка конкретным операциям?». На что учёный отвечал, что, если бы даже это было возможно, в конечном счёте ценность такого ускорения развития представляется сомнительной. Пиаже подчёркивал, что важно не ускорить смену стадий, а предоставить каждому ребёнку достаточное количество материалов, соответствующих каждой стадии его роста, чтобы ни одна область интеллекта не осталась недоразвитой.
Так что, дорогие мамочки, примите к сведению эти рекомендации. А о том, какие факторы влияют на развитие интеллекта ребёнка, расскажу в одной из следующих публикаций.