Найти тему
Мужик из Тайги

Вспоминаем столицу БАМа. Какая Тында сейчас?

Я создал эту страничку ещё пару месяцев назад, но всё никак руки не доходили что-нибудь дельное здесь написать. Но недавняя поездка на малую Родину меня вдохновила на этот блог: история у моего региона очень богатая и необычная, но почему-то даже многие местные жители её не знают. Я вооружился материалами из музея истории БАМа и собственными знаниями и готов попытаться немного поправить это недоразумение.

О себе я немного написал уже во вступлении к блогу, но а теперь хотелось бы перейти к более важным темам.

Классическое фото Тынды из 90х / Источник: www.tynda.ru
Классическое фото Тынды из 90х / Источник: www.tynda.ru

Может, кто-то ещё помнит огромный проект СССР – стройку века и город со странным именем Тында, который строили как столицу БАМа. Конечно, во времена Союза этому региону уделялось гораздо больше внимания, чем сейчас, и поэтому город до сих пор выглядит, как напоминание об ушедшей эпохе. С восьмидесятых, честно говоря, в городе поменялось не очень многое.

Тында напоминает какой-нибудь спальный район Москвы, построенный во второй половине XX века: те же дома московской серии, такие же школы и детские сады. Даже названия улиц намекают на то, что москвичи очень хотели оставить на Дальнем Востоке напоминание о столице: Московский Бульвар, Московских Строителей, Красная Пресня...

Конечно, в СССР подобная «стандартная» архитектура не была чем-то странным: во многих городах страны всё ещё остаётся немало подобных районов. Что же выделяло Тынду? Я думаю, это местоположение.

Тында с высоты
Тында с высоты

Тында окружена сопками, покрытыми лиственницами, соснами и елями, вокруг текут быстрые и холодные горные речушки, которые стремятся к Гилюю, а потом и к Зее и Амуру. Город буквально построили посреди леса, и вокруг в радиусе нескольких десятков километров можно встретить лишь медведей и то, если повезёт. Ну или если не повезёт – смотря, насколько сытыми эти медведи окажутся.

Если ехать на поезде, то небольшие посёлки появляются вдоль дороги, но совсем не с той частотой, к которой привыкли жители европейской части страны. Иногда за несколько часов за окном может промелькнуть лишь несколько небольших станций, а всё остальное время деревья, деревья и опять деревья.

Так что Тында оказалась не только одной из самых больших железнодорожных станций на Дальнем Востоке, но и своеобразным островком цивилизации в этом районе вечной мерзлоты.

Эти фотографии я сделал во время своей поездки: как вы видите, ничего сверхъестественного в городе не построили. По сути, Тында остаётся такой же, какой была тридцать лет назад. С тех пор в городе достроили лишь храм, пару торговых центров, ФОК с бассейном и спортзалом и пару жилых домов. Так что фотографии Тынды из советских времён и сегодняшние смело можно использовать в конкурсах «найди десять отличий».

Сейчас в городе живёт, по официальным данным, чуть больше тридцати тысяч человек, и железная дорога даёт горожанам большую часть рабочих мест. Сам город всё же остаётся чистым и уютным, хоть в нём и есть множество проблем. Но энтузиазм местных жителей, многие из которых когда-то проехали несколько тысяч километров, чтобы поучаствовать в этом триумфе социалистической идеологии, не даёт такому молодому городу поникнуть.

В этом блоге я буду рассказывать об истории БАМа и Тынды, о жизни в тайге на Дальнем Востоке, о развитии региона и его проблемах, о выдающихся жителях.

В общем, очень жду читателей, которые любят Россию и хотят познакомиться с «глубинкой» немного поближе.