Приветствую всех читателей и посетителей своего канала!
Анастасию Платоновну называли Великой актрисой, она и была Актрисой с большой буквы – Зуева стала одной из первых, кто получил образование Школы-студии МХАТ, а её учителем был сам Станиславский. Всю жизнь она блистала на сцене МХТ им. Горького, сыграла множество замечательных ролей, объездила с труппой сотни городов и сёл на Урале, Кавказе и в Украине, получила множество престижных званий и наград.
Популярность Зуевой и любовь к ней зрителей и режиссёров была неоспоримой, а партийная верхушка настолько почитала эту актрису, что смотрела сквозь пальцы и на её убеждённое православие, и даже на отказ вступать в партию – она и без партийного билета дважды была награждена орденом Ленина.
Настенька родилась в конце позапрошлого века в Тульской губернии, в семье зажиточного крестьянина, и до его смерти жила очень хорошо. Потом мама вновь вышла замуж, но для её дочерей в новом доме места не нашлось, и девочек отправили к их родной тёте. Бездетная тётка привязалась к племянницам, от души полюбила их, обеспечила хорошее образование, понемногу приучала к труду.
Повзрослев, Настя стала собираться в Москву, поступать учиться на артистку, но тётушка неожиданно восприняла это известие в штыки, заявила, что это блажь, и отказалась оплачивать обучение. Строптивая девушка всё равно уехала, полагаясь на Божью волю и на свой талант, и не ошиблась – она была принята с первой попытки, а благодаря незаурядному таланту, обучение для неё было бесплатным.
Сразу после окончания Школы-студии актриса была принята в труппу театра (тогда ещё 2-ой студии МХТ), и в этом же году вышла замуж за солидного человека, инженера-путейца Ивана Евсеева. Он был значительно старше девушки, которой едва исполнился 21 год, красиво ухаживал и буквально боготворил Анастасию.
Всё изменилось, когда спустя год в семье родился сын Константин (Зуева назвала малыша в честь обожаемого педагога Станиславского) – супруг стал жаловаться, что ему мешает детский крик по ночам, он не высыпается, не может нормально работать, и поэтому поживёт пока в меблированных комнатах.
Настя и представить себе не могла, что он станет водить туда разных женщин и вообще вести разгульную жизнь, она узнала об этом совершенно случайно, как в лучших традициях – жена обо всём узнаёт последней. Актриса приехала по адресу мужа, чтобы убедиться в происходящем лично, но попала Ивану под горячую руку – тогда он впервые её ударил.
Дальнейшая их жизнь не была ни счастливой, ни хотя бы мирной, Евсеев постоянно скандалил, требовал, чтобы Анастасия оставила профессию и сидела с ребёнком дома, а не крутила хвостом по сцене перед другими мужчинами.
Театр всегда был для актрисы едва ли не самым главным в жизни, она не смогла бы забыть эту магию, какое-то особое волшебство, пыль тяжёлых, бархатных кулис – просто не смогла бы без всего этого жить. Поэтому, бросить сцену – казалось ей самым настоящим кощунством. Иван подал на развод и отсудил у Анастасии 4-летнего сынишку – слишком большую цену ей пришлось заплатить за право быть актрисой.
В 1929 году Зуева получила от театра небольшую квартирку в Камергерском переулке, и так как жила одна, гостеприимно открывала двери для представителей творческой интеллигенции – поэтов, писателей, художников, ну и конечно, людей театральных. В начале 30-х актриса вновь вышла замуж по большой любви, её избранником стал театральный композитор Виктор Оранский, с которым они были знакомы ещё со времён 2-ой студии МХТ.
Анастасии было уже 36 лет, материнский инстинкт в ней был не удовлетворён – женщина почти не видела своего сына. Она очень хотела родить ещё ребёнка, но не получилось, и это обстоятельство было единственным, что омрачало счастливую семейную жизнь.
А через несколько лет случилась беда, которую актриса, можно сказать, спровоцировала сама. Она привела в дом молодую девушку, буквально подобранную на улице. Та сказала, что круглая сирота, живёт в каком-то подвале, мечтает стать актрисой, и добросердечная Анастасия Платоновна поселила её в своей квартире и стала готовить к поступлению в театральный ВУЗ. Красавица отплатила своей благодетельнице чёрной неблагодарностью – увела мужа, родила от него дочь, а потом бросила их обоих, найдя себе ещё более благополучного мужчину.
Зуева приняла мужа обратно вместе с дочкой – всё-таки она очень сильно его любила, и хоть так и не смогла простить измену, заботилась о нём и девочке, как о родных людях. К тому времени её сын Константин стал совсем взрослым, наладил общение с матерью, потом женился, подарил ей внучку Леночку, которая помогла актрисе обрести новый смысл в жизни. Спустя несколько лет на свет появились двое внуков, Виктор и Игорь.
Между тем, карьера Анастасии стремительно развивалась, благодаря роли Настасьи Петровны Коробочки в «Мёртвых душах», которую она блестяще играла до самого последнего дня, актриса стала знаменита не только в СССР, но и далеко за его пределами – в странах Европы, и даже в Японии.
В кинематограф она попала впервые только в 1932 году, сыграла классную даму в картине «Просперити». Снималась все годы войны, а в 1946 году получила главную роль жены Привалова в спортивной комедии «Первая перчатка», где снялась также замечательная красавица Надежда Чередниченко.
За свою жизнь актриса приняла участие в 56 кинопроектах, но больше всего запомнилась и полюбилась зрителям по роли Сказительницы в сказках Александра Роу «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога», и других.
В последние годы 80-летняя актриса играла в основном старух, знахарок, деревенских повитух и гадалок, последние фильмы с её участием вышли на экраны в начале 80-х, это драма «Уходя, оглянись..» и детская сказка «Там, на неведомых дорожках…».
Работала Зуева и на озвучивании и дубляже фильмов и мультфильмов, на радио, участвовала в сборных эстрадных концертах, в передачах для детей и юношества. На склоне лет засела за мемуары, написала несколько очерков и статей о своём любимом, родном МХТ им. Горького, которому посвятила всю свою жизнь.
В 1953 году после болезни ушёл из жизни любимый муж, но любовь к нему была жива в актрисе ещё долгие годы, она даже урну с его прахом хранила дома, упорно не желая предавать земле – хотела, чтобы их когда-нибудь похоронили вместе. Помогли лишь уговоры давней подруги, которая помогла организовать место на Новодевичьем кладбище, которое «по чину» полагалось и самой Зуевой после смерти. Она пережила Виктора Александровича на 33 года, после него других мужчин для актрисы не существовало.
Анастасия Платоновна ушла из жизни в марте 1986 года, не дожив нескольких месяцев до своего 90-летия. Благодаря её многолетней дружбе с московскими патриархами, гроб с телом поставили в алтарь, где он простоял сутки в окружении свечей в тяжёлых золотых шандалах – таким образом церковь воздала ей своё признание посмертно. По последней воле актрисы она была захоронена рядом с прахом мужа на Новодевичьем кладбище.
Вас могут заинтересовать следующие материалы: