Если серьёзно, то кто ещё сможет выдержать столько унижений, сколько выносит на себе эмигрант из России. Мы непонятны, непредсказуемы, а самое страшное – мы раскованны и открыты. Мы не сидим в своих панцирях, отгородившись от мира мутной ширмой дикого практицизма. У нас есть душа, у нас есть сердце, мы умеем чувствовать и сострадать. Мы искренни в своих чувствах.
Я часто вижу непонятный страх и какое-то сожаление в глазах людей, которым я говорю, что я из России. Они как бы боятся меня (?), они отшатываются от проявления чего-то душевного и чувственного. А мне, со своей стороны, страшны их установки на жизнь: я – это единственный «я», угодный и хороший, и этот единственный «я» хочет побольше денег. Впрочем, их отношение к деньгам, нам, русским, не «допонять». Многократно просчитывается, пересчитывается и учитывается каждая крона, покупки планируются чуть ли не на десятилетия вперёд, скрежещут зубами, если прибыль оказалась на о,5% ниже ожидаемой, и тут же выбрасывается вполне исправный пылесос из-за перегоревшего предохранителя и покупается новый – не открывать же аппарат и, боде упаси, самому заменить предохранителя и пылесоса. Вот вам и расчёт-переучёт. Ей-богу, не уловить мне хотя бы резон какой в этом. Точно также взрослая девушка может прийти в бытовой сервис и попросить пришить пуговицу к блузке. Смех смехом, но это шведские реалии. Может мы своим «медвежачьим» умом чего не допонимаем. Но, к слову, и русский может пойти за колбасой, а купить ботинки.
А как иногда поражает, что женатый мужчина идёт в костюме от Пьера Кардена, а под пиджаком неглаженная рубашка, а брюки заканчиваются нечищеными со дня покупки ботинками.
Но вернёмся в дом мой. Иногда я чувствую раздражительность мужа по поводу новых, купленных мною, туфель, юбок и блузок или чего-то из косметики. Странное раздражение, при условии, что я зарабатываю сама. А бесконечные нудные замечания по поводу экономии на всем и вся и пространные рассуждения о «грядущем чёрном дне»? Лексикон мужа почти уже ограничен: «Ты должна…»
Да, согласна, должна. Как любая женщина должна сыну, должна матери, должна друзьям. Согласна и хочу быть должной, но не односторонне. Быть должным только за то, что тебя не бьют? Хороша же постановка в этом шапито! А высшее – доброта, отзывчивость, понимание – простейшие человеческие чувства! Это как бы наносный ил, ржавчина, чужеродные элементы, обременяющие практично-утилитарный склад натуры среднестатистического рационального до умопомрачения шведа. А ведь эти человеческие чувства – колодец, и, если его не питают подземные воды любви, уважения, то он пересыхает… а ведь начиналось так красиво!
Давайте отвлечёмся от личного! Есть ещё и «внешняя» жизнь, маскарад, в котором каждый играет свою роль, и играет как может.
Телевидение. Такого засилья американских фильмов и программ а-ля-Америка нет, наверно, нигде в Европе. Даже после трёх лет проживания в Стокгольме не могу понять, почему стиль очевидно игнорируется свой – и неплохой Шведский Кинематограф. Бесконечная череда боевиков-близнецов с кровью и насилием. А газеты пещрят скандальными статьями о росте преступности и прочее. Впрочем, видно, это общеевропейская болезнь – заражение вирусом американской субкультуры. Но надо отметить, существует ряд достаточно забавных развлекательных программ, сделанных весьма профессионально.
А как преображается город и люди, если грядут национальные праздники. И отмечают их всегда с размахом и неподдельным весельем. Чего не отнимешь у скандинавских, да и не только, народов, так это искреннего патриотизма. То, чего нам, россиянам, если признаться, чуть не достает. А может просто мы любим Родину молча? Ну, а в праздники шведы пьют, и порой в этом ремесле нам не уступают! В последние два года стало появляться всё больше бездомных и алкоголиков, отрешённо сидящих на улицах и станциях метро или бесцельно бродящих там и сям. Но, может, это и не шведы. Опустившиеся чужестранцы. Где их нет!
Знаю, многие, прочитав эти записки, вправе спросить: «Если там всё так плохо и гнусно, почему же ты не вернёшься?» что ж, не буду лукавить. Для меня эта страна, как и для большинства выехавших по разным причинам из России, никогда не станет родной. Но для моего сына она уже родная. В России просто не смогу жить только потому, что там я уже чужая, а здесь, в Швеции, ещё чужая.
Много здесь хорошего, но за «имение этой хорошести» приходится платить, поверьте, дорого. Как и везде, здесь есть умные, добрые, талантливые люди, но много и плохих. Так повсюду. Огромное количество знающих, желающих работать людей. Если бы вы знали, как здесь выполняют свой долг врачи, полиция! Какой сервис – любой каприз! Как строятся дороги, дома! Как соблюдаются законы! Есть чему поучиться, есть. Но это другой мир. Блестящий и контрастный, пьяный и трезво-расчётливый, равнодушный в будни и искренний в дни народных праздников, застывший мир восковых фигур…
Может быть несколько в мрачных тонах выглядит моё повествование, но я и не ставила целью приукрасить действительность. Не обессудьте. Мне хотелось бы обратиться к тем, кто лелеет мечту перебраться «за бугор», особенно к юным особам, которым снятся заграничные долларо-мерседессные мужья-спонсоры. Не обольщайтесь, не всё то гладко, что блестит. Здесь вас никто не ждёт, хотя никто и не гонит.
Буду рада новым подписчикам и с благодарностью отнесусь даже к негативным, критическим комментариям…
К человеку нужно относиться или положительно, или отрицательно. Любить или ненавидеть. Самое главное не безразлично!