Найти тему
Константин Михайлов

Старцы и правда: том 25

17. Стихи и подсказки к пониманию мифа о библейских Старцах

Из каких научно-исторических источников следует, что течение (движение) садокеев имело именно четыре волны, а не три или пять? Никаких таких источников нет, насколько мне известно. Однако, были намеки на тему о том, что этих волн - именно четыре. По крайней мере, точно был намек на эту тему в одной русской песне (см. ниже), на которую затем обратил внимание поэт революции В. Маяковский. Комментарии позже, а сначала текст песни (в редакции тверского народного песнопения, но с дополнением из других источников):

Сама садик я садила,

Сама буду поливать.

Сама милого любила,

Сама буду забывать.

Ах, что это за садочек,

Сад зелененький такой?

Ах, что это за мальчишка,

Развеселенький такой?

При народе, в хороводе

Стал девчонку целовать,

А девчонке стало стыдно,

Стала плакать и рыдать.

И мальчишке жалко стало,

Стал ее он утешать,

Вынул шелковый платочек,

Начал слёзы утирать.

«Ты не плачь, не плачь, девица,

Не плачь, девица-душа,

Службу царскую отбуду

И женюсь я на тебя».

«Тебе, милый, не жениться,

А мне замужем не быть:

Твой папашенька богатый

Не позволит меня взять;

Твой папашенька богатый

Не позволит меня взять;

Твоя маменька капризна

Каждый день будет ругать».

В первом куплете песни говорится про садик, но имеется в виду Садик (Садко, Садок, Арфаксад, Старец № 12). Имеются в виду также продолжатели дела (течения садокеев), начатого младо-праведником по имени Садик. Таких продолжателей всего четыре: Каинан, Сала, Евер и Фалек (Старцы от № 13 до № 16 включительно). В песне они, конечно, не перечисляются, но четырехкратное повторение слова «сама» в первом куплете – это намек. В четвертом куплете упоминается платочек не какой-нибудь, а шелковый. Здесь содержится намек на Салу (Шалу), чье имя слегка созвучно слову «шелк». Каинан (сын Арфаксада) сильно пресекал изначальные тенденции матриархата. При этом воцарился патриархальный домострой. Старец № 14 (Сала, Кулик, Дмитрий Донской) резко выступил, кроме всего прочего, еще и против излишнего домостроя – против перегибов патриархата, который вздумал претендовать на монополию, на абсолютную исключительность.

Маяковский же намекает, что песню «Сама садик я садила» (стихи к ней) написал поэт из числа тех, кому неплохо платят. С одной стороны, Маяковский тоже хотел бы писать подобные стихи, а не надоедающий агитпроп. Занимаясь этим агитпропом, Маяковский наступал на горло собственной песне (лишал себя удовольствия написать что-то высокое: религиозно-философское в сущности своей). С другой стороны, Маяковский похваляется тем, что за меньшие деньги, но не хныча о дефиците гонорара (или почти не хныча?), все шпарит и шпарит свой злободневный агитпроп в стихах. Приведу фрагмент произведения «Во весь голос» Владимира Маяковского:

«Профессор,

снимите очки-велосипед!

Я сам расскажу

о времени

и о себе.

Я, ассенизатор

и водовоз,

революцией

мобилизованный и призванный,

ушел на фронт

из барских садоводств

поэзии —

бабы капризной.

Засадила садик мило,

дочка,

дачка,

водь

и гладь —

сама садик я садила,

сама буду поливать.

Кто стихами льет из лейки,

кто кропит,

набравши в рот —

кудреватые Митрейки,

мудреватые Кудрейки —

кто их к черту разберет!

Нет на прорву карантина —

мандолинят из-под стен:

«Тара-тина, тара-тина,

т-эн-н...»

Неважная честь,

чтоб из этаких роз

мои изваяния высились

по скверам,

где харкает туберкулез,

где б... с хулиганом

да сифилис.

И мне

агитпроп

в зубах навяз,

и мне бы

строчить

романсы на вас —

доходней оно

и прелестней.

Но я

себя

смирял,

становясь

на горло

собственной песне».

Да, «изваяния» (стихи) Маяковского высятся не на фундаменте религиозно-философских песен, а на почве марксизма-ленинизма. Может, эта почва и рыхлая, но Маяковский утверждает, что стоять на ней ему (его «изваяниям») – это важная честь. Однако, так ли уж неважна честь, если поэт стоит на фундаменте таких песен как «Сама садик я садила»? Если бы уж совсем была не важна эта честь, то Маяковский и не заметил бы данную песню, промолчал бы о ней, и все.