16 августа 1987 года. Рига. В Рижском театре оперы и балета шел спектакль "Фигаро" с участием Андрея Миронова. В оркестровой яме сидела светловолосая девочка лет 14, Маша. Она приехала из Юрмалы, где отдыхала, чтобы посмотреть на отца. В антракте она зашла в гримуборную, отец сказал ей что-то, улыбнулся, а почти к финалу внезапно упал на сцене.
- Была ли ты с тех пор в Риге (разговор состоялся в 1997 году -- прим. ред.)?
- В детстве я там бывала много раз, меня возила мама отдыхать на Рижское побережье. Мы жили в Булдури. Последний раз я там была в 87-м на гастролях театра. Я приехала с мамой, которая работала в Театре сатиры, мы жили в Юрмале. Мы собирались идти на Хазанова, который в это время гастролировал в Прибалтике, но я почему-то решила посмотреть "Фигаро". Мы с Аленой Яковлевой (артистка Театра сатиры) приехали в Ригу. Бабушка была в Яункемери. С тех пор я больше в Риге не была. Если театр поедет с гастролями, я, конечно, поеду, а так нет... Сейчас много есть мест, куда можно поехать. Правда, я не знаю, что я там буду чувствовать, когда приеду.
- Может именно там ты для себя решила стать, как отец, актрисой?
- Я думала об этом всегда, прошло несколько лет, и я поступила в Щукинское училище. Там я проучилась всего полтора года, родила сына и ушла на полтора года в академический отпуск. Через год я восстановилась на втором курсе ВГИКа. Мои учителем был Михаил Андреевич Глузский.
- Твои родители-актеры не отговаривали тебя от такой трудной судьбы, не советовали заняться чем-нибудь другим, например, языком?
- Я не помню таких серьезных разговоров. Я учила с детства английский, но для себя я никогда не представляла ни МГИМО, ни МГУ. Несмотря на то, что у меня были и есть способности к языку. Я учила английский с трех лет с педагогом.
Мария Владимировна Миронова, мать Андрея, вспоминала: "Мы с отцом приехали с гастролей с Дальнего Востока и у диетического магазина встретили Синельникову, артистку Вахтанговского театра, которая нам сообщила: "Вы знаете, мы сегодня приняли очаровательного парня, между прочим, с вашей фамилией".
Оказывается, Андрюша даже не сказал на экзамене, что он сын артистов. Для нас это тоже был сюрприз: с великолепным английским мы думали, что он пойдет в МИМО".
Ну не произошло у нас с ним стать переводчиками. Не случилось! И слава Богу! Я люблю, когда бываю за границей, не только слушать язык, но и сразу же пытаться на нем говорить. Мой сын Андрюша уже давно учит английский.
- С каким местом Москвы связано твое детство?
- Я жила на улице Герцена, теперь это Большая Никитская, в доме ВТО. Высотка, в которой жили актеры. Я там жила с рождения и прожила большую часть своей жизни. Мама (Екатерина Градова) живет теперь со своим мужем. Какое-то время, когда я только вышла замуж, мы жили на Малой Бронной. Мне безумно нравится это место, в детстве я ходила кататься на Патриаршие пруды на коньках. Недавно мы переехали в новую квартиру в районе Старого Арбата и так получилось, что я стала жить по-соседству с бабушкой. Я хожу к ней в гости, чем могу помогаю.
- Ну а как тебя заметили и пригласили сниматься в кино?
- Я не помню, как меня заметили, это стерлось в моей памяти. Роль Бекки в фильме "Приключения Тома Сойера" была моей первой и последней в кино. Проб как таковых у меня не было, помню, меня просто посадили на стул, ослепили светом, я все время щурилась и пыталась ответить на всякие взрослые вопросы. Мне это не понравилось, это была просто экзекуция. Сейчас я пытаюсь вспомнить, как я учила текст, и не могу. Съемки шли в Тбилиси, Одессе. Со мной много нянчились. Стояла все время жара, мне на колени усаживали козу, которую я все время боялась. Светил свет, в пещере было страшно, потому что снимали ночью. По сценарию я должна была быть растрепанной, и мне все время мазали волосы глицерином. Было безумно скользко, надо было спускаться по ступенькам пещеры, а я с детства боюсь высоты. Могильный холод, платьице у меня было открытое...
- А мама все время была рядом?
- Нет, со мной была бабушка, мамина мама. Она со мной ездила всю экспедицию. Мой партнер Федя Стуков был уже звездой, он уже у самого Михалкова сыграл. Я на него смотрела как на мэтра. А я что, ничего не играла, была сама собой, просто ходила перед камерой. Если мне светил свет, я долго щурилась и долго не открывала глаза. Когда понимала, что деваться некуда, открывала на десять секунд и в это время меня снимали. Когда мама приезжала, я собиралась и лучше себя вела. Я ее побаивалась. Она была очень строгая.
- Ей ведь приходилось тебя воспитывать одной?
- Ну почему, папа часто призжал ко мне, и не только на дни рождения.
- А с его приемной дочерью, Машей Голубкиной, ты дружила?
- Мы никогда с ней не общались.
- Папа не старался взять тебя с собой в фильм?
- Мы с ним не снимались в кино. Единственное, что у нас есть, - это одна песня, которую мы вместе записали, - "Мария". Я говорила текст, а отец спел. Записывали в студии, есть кассета.
- Он видел в тебе актрису?
- Нет, конечно. Что он мог видеть во мне, я была еще ребенком со своими делами, проблемами и детскими задачами.
- А с этими проблемами ты шла к матери или к отцу?
- Когда приходил папа, я с ним делилась. Мне нравилось, что он со мной всегда говорил по-взрослому.
- Ты сына назвала в честь отца Андрей, ну а фамилию почему он носит тоже деда, а не своего отца?
- Потому что у меня муж такой замечательный и чудесный. Мы с ним договорились и он сказал, что он не против этого. Я так чувствую. Но это совсем не значит, что я решила его в артисты готовить, может, он как раз будет переводчиком. У него есть способности к английскому.
- А сам-то он о чем мечтает?
- Какое-то время он хотел быть пожарным, сейчас хочет кормить зверей в зоопарке. Купить ему собачку мы еще не решились. Думаю, как только мы заведем, он расхочет их кормить. Он переменчивый мальчик. Пока я хочу, чтобы он учил второй язык. А потом что будет, посмотрим. Не хочу загадывать.
Понравилось? Продолжение разговора ЗДЕСЬ. Подпишись на наш канал и читай:
- "Андрей шутливо предупредил: "Дома мне звёзд не надо, мне нужна жена". Рассказ Екатерины Градовой
- Екатерина Градова: "Андрея безбожно эксплуатировали в бесконечных "шляпках" и "ласточках" ЗДЕСЬ
Беседовала Ирина ЗАЙЧИК (с) "Лилит"