После полудня 29 февраля 1940 года командир звена истребителей И-16 старший лейтенант Яков Филиппович Михин пошёл на таран финского «Фоккер» D.XXI . Это был единственный зафиксированный таран в советско-финской «зимней» войне.
А был ли подвиг?
Яков родился в 1914 году в многодетной семье в селе Сокрутовка Черноярского уезда Астраханской губернии. В 1932-м окончил в Астрахани школу ФЗУ. Затем по направлению поступил в открытую в 1922 году в Борисоглебске 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота для подготовки лётчиков-истребителей, лётчиков-разведчиков и лётчиков-бомбардировщиков. По окончании служил в различных строевых частях ВВС РККА. От младшего лётчика к 1939 году «дорос» до старшего лейтенанта.
С первых дней советско-финской войны 1939–1940 гг. в составе сформированного во Пскове 23 марта — 1 июня 1938 года 49-го ИАП (истребительного авиационного полка) с 30 ноября 1939-го — 8-й армии Ленинградского военного округа, а с 19 февраля 1940-го — ВВС 15-й армии Северо-Западного фронта, Михин принимал в ней действенное участие. За время «Зимней» войны лётчики 49-го авиаполка совершили 4466 боевых вылетов, провели 60 воздушных боёв, в которых сбили 28 самолётов противника, а также уничтожили два вражеских эшелона, бронепоезд и артбатарею. Несмотря на то, что п отери полка составили 11 самолётов и 13 лётчиков (из них 7 не в бою!), и в пылу сражений наряду с финскими было сбито три советских гидросамолёта, полк был награждён Орденом Красного Знамени.
Несмотря на численное превосходство и господство в финском небе «красных соколов», ВВС Финляндии оказыва ли им серьёзное сопротивление. Некоторые исследователи истории советской авиации считают, что воздушные схватки с финнами по накалу уступали боям в небе Испании и Китая, над Мадридом, Хасаном и Халхин-Голом .
Версия советская
29 февраля 1940 года 24 истребителя 49-го ИАП атаковали аэродром Руоколахти. Оттуда взлетели 15 финских истребителей-бипланов британского производства «Глостер- Гладиатор» (Gloster Gladiator) из авиагруппы LеLv 26 (Lentolaivue-26) и «Фоккер» D.XXI (Fokker D.XXI) из авиагруппы LеLv 24 капитана Густава Магнуссона. В ходе воздушного боя финские ВВС потеряли 7 самолётов против двух И-16. Правда, ещё 7 вернулись с различными повреждениями, включая И-16 командира звена Михина, который пошёл на таран «Фоккера» номер FR-94 под управлением финского аса лейтенанта Тату Маури Хуханантти (р. 1914, фин. Tatu Huhanantti), на счету которого к тому моменту было целых 6 сбитых советских самолётов. Михин срубил крылом киль уходящего от лобового столкновения истребителя неприятеля. Тот потерял управление и упал на землю. Финский лётчик даже выпрыгнуть с парашютом не успел и погиб.
По официальной советской версии, лётчики Яков Филиппович Михин и Андрей Андреевич Федотов (1914—1943) на истребителях-монопланах И-16 осуществляли прикрытие группы 24 бипланов И-15 и И-153, участвовавших в налёте на аэродром Роуоколахти. По тревоге поднялись самолёты авиационных группы 2./LeLv 26 и 2./LeLv 24, среди которых были «Гладиаторы» и «Фоккеры». Михин ввязался в бой с истребителем «Фоккер D.XXI» (борт FR-94) под управлением финского аса лейтенанта Тату Хуханантти и пошёл на таран. В лобовой атаке крылом своего И-16 ударил по килю «Фоккера», тот отломился, финский самолёт упал, а Михину удалось успешно посадить свой самолёт, несмотря на обломанную плоскость (имеется фото).
Версия финская
Сначала финская пропаганда утверждала, что именно смертельно раненный Хуханантти направил подбитую и пылающую машину на советский истребитель. Однако официально зафиксировано, что свою последнюю победу Хуханантти одержал 20 января, т.е. «в зачёт» последняя схватка, если она и была, не пошла. Не подтверждена она и финскими историками. Советские газеты писали, что обломки сбитого «Фоккера» были найдены. Правда, самолёт восстановлению не подлежал. О том, что они обгорели — ни слова.
В результате исследования документов в финских архивах выяснилось, что относительно единственного воздушного тарана в советско-финскую войну речь вообще шла о бое, который произошёл не 29-го, а 13 февраля. Пара Михин и Федотов прикрывали группу истребителей И-15бис, атак овавш ую наземные цели в районе Вяртсиля. Против них по тревоге на 9-и «Гладиаторах» из подразделения LeLv 26 взлетели и вступили в бой финские пилоты, среди которых были два датских лётчика-добровольца — Карл-Кнут Калмберг и Йорн Ульрих, а также финский ас Ойва Туоминен. Командовал группой лейтенант Эйно Кивинен .
Справедливости ради следует отметить, что первый «Гладиатор» эскадрилья получила лишь 19 января. На них «пересадили» лишь два звена. Третьему достались итальянские « Фиаты G.50» . Конечно, они был современнее, нежели заменённые «Бристоль Бульдоги IV», но к тому времени уже не отвечали требованиям воздушного боя. Впрочем, как и И-15.
События развивались следующим образом. До того как в 14:00 по местному времени (15:00 мск) начался бой, пилоты Ойва Туоминен и Лаури Лаутамяки отправились патрулировать район железнодорожной станции Янисьярви (с финского «Заячье озеро», ныне — Республика Карелия, РФ). Там они обнаружили приближающуюся группу советских бомбардировщиков СБ (скоростной бомбардировщик АНТ-40 конструкции А.Н. Туполева), о чём сообщили на аэродром. В 14:15 взлетел Йорн Ульрих. В 14:30 им на помощь в небо поднялись Карл-Кнут Калмберг и Эйно Кивинен (борт GL-263), но обнаружи в подходившую с севера группу советских истребителей -бипланов И-15 и сопровождавших их И-16, вступи ли с ними в бой.
Федотов подбил «Гладиатор» Эйно Кивинена, но тот всё же умудрился посадить свой самолёт с 15-ю пробоинами на аэродром. Михин атаковал «Глостер-Гладиатор Мk.II» под управлением Карла-Кнута Калмберга (борт GL-260). Датчанин направил самолёт в пике, из которого вышел перед самой землёй, но когда набирал высоту Михин на И-16 догнал его и ударил крылом. «Гладиатор» сорвался в штопор и упал в районе Хавуваары. И именно Калмберг погиб в результате тарана. Хотя так думали не все. Некоторые полагали, что сначала был повреждён двигатель, а лётчик убит, и лишь вследствие этого самолёт сорвался в штопор и разбился.
По официальным финским данным, в ходе того воздушного боя финн Илмари Йонсуу на своём «Гладиаторе» (борт GL-256) сбил И-15бис старшего политрука Михаила Афанасьевича Кочмалы. А пара Лаутамяки-Туоминен, пока их боевые коллеги сражались с истребителями, сбила три советских СБ .
До кументально подтверждено, что именно в бою 13 февраля погиб Калмберг, был ранен Йорн Ульрих, а его «Гладиатор» (борт GL-257) сгорел дотла. Факт тарана Михиным финнами не оспаривается, однако подробности сильно разнятся с советской версией. Кстати, сам «сталинский сокол» о произошедшем никогда не распространялся, тем более, не хвастал своим подвигом и не сетовал, что за него не стал Героем Советского Союза. Его никто и не представлял к этому званию. Да и слово «таран» тогда не употребляли, записано, что Михин: «В воздушном бою с самолётом противника получил повреждение самолёта от удара плоскостью. Произвёл посадку на своём аэродроме благополучно». Налетавшего в финском небе наградили орденом Красного Знамени.
А как же тогда гибель Тату Хуханантти? Да, погиб. Да, 29 февраля 1940 года. Но... «Фоккеры» из 2./IeLv 24 покинули Вяртсиля ещё 9 февраля и в том бою принять участия не могли .
Великая Отечественная
С окончанием «Зимней войны» всё вернулось на круги своя. В 1941-м Михин окончил курсы командиров эскадрильи. Следующего подвига ждать пришлось недолго. Уже через неделю после начала Великой Отечественной, 29 июня, заместитель командира эскадрильи 49-го ИАП Северного фронта, старший лейтенант Михин вылетел для отражения налёта на станцию Идрица Псковской области. Как написали в газетах, в том воздушном бою, израсходовав все боеприпасы, он таранил бомбардировщик «Юнкерс» Ju-88, который в результате упал и взорвался на собственных бомбах, а тяжело раненный Михин приземлился на парашюте, был подобран пехотинцами и доставлен в госпиталь (Согласно фронтовым документам, Михин не 29-го, а 26-го сбил не «Юнкерс», а «Хейнкель» He-111) .
После излечения капитан Михин командовал эскадрильей в составе 293-го ИАП на Западном фронте. С овершил 110 боевых вылетов, участвовал в 25-и воздушных боях, лично сбил 4 самолёта противника. Был н аграждён вторым орденом Красного Знамени.
В середине июля 1942 года майора Михина отозвали из действующей армии и назначили командиром эскадрильи 6-го перегоночного авиационного полка. За выполнение ответственного задания награждён третьим орденом Красной Звезды. Там он и встретил Победу .
После войны служил в Эстонской ССР, затем в Социалистической Республике Румынии заместителем командира и командиром авиационного полка. В 1957 году ушёл в запас и обосновался с семьёй в Пензе. Жизнь на гражданке была короткой. 20 декабря 1958 года обширный инфаркт унёс жизнь прославленного лётчика.
***
Забвение было нарушено 60 лет спустя. В 2018 году энтузиасты из пензенского отряда «Поиск-вездеход» по просьбе родственников отыскали на Митрофановском кладбище Пензы место погребения героя.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!