- ...Владелец лодки - это не яхтсмен, это механик, электрик, плотник, электронщик, сантехник, слесарь, столяр, токарь, бухгалтер, грузчик и многое другое, а умение управлять парусами это так, 2% необходимых знаний...
Илья (Cupiditas)
Из концовки предыдущего текста о покупке подержанной яхты:
«…Лучше всего то, что ты сделал своими руками. Что касается кругосветчиков, то даже с солидным запасом финансов они столкнутся с тем, что, зачастую, ничего за деньги чужими руками сделать нельзя.
Из моего опыта. Да даже в Европе, в испанской Ля-Корунье электрик, оценивший себя в 80 евро в час, любезно согласился приступить к работе через 2 недели, а нам надо было вчера. В Новой Зеландии замена вант растянулась на 10 дней. Механик марины просто не приходил, динамил. И это не исключение – это норма. В Чили никто из мотористов не хотел ехать в далекий фишпорт и это за хорошие деньги.»...
Итак, что должен знать и уметь кругосветчик:
- - Иметь планы А, В и С на случай если что-то пойдет не так: с погодой, состоянием лодки, экипажа и т.п. То есть, быть стратегом и тактиком.
- - Понимать классическую навигацию. Зачем, спросите, это надо в век современных технологий и спутниковой навигации? Примеры. Во время милитари- учений в Атлантике в окрестностях района не работали спутниковые средства навигации. Глушили?! Наверное, военных штурманов учили классике))
У нескольких моих друзей от молнии, шарахнувшей рядом, вылетели все приборы на лодке. А у меня к концу перехода по Южному Тихому остался только планшет, да и тот с глючащим шнурком зарядки. Держишь в руках шнурок в изогнутом положении – планшет заряжается, потом он сломался окончательно. Дабы избежать критики уточню, что выходили в Океан с тройным запасом приборов.
- - Еще нужны знания о приливно-отливных зонах. Чтобы не попереться против течения, где даже на полном моторе вы будете нестись кормой вперед, обратно. Без шуток, у того же французского Сен-Мало можно встретить и 9-ти узловое течение. А есть места где оно и побольше.
- Умение просчитать приливы-отливы в местах, где гаджеты не работают, а в лоциях указаны далекие от нужного места порты. Из моего опыта: форма залива, подпитка его реками, может дать колоссальную разницу относительно "первичного" порта, на который есть данные о приливах, расположенного в 20-30 милях.
- - Реальные правила расхождения судов. Почему реальные? А потому что на практике они не совсем такие, как на бумаге.
- - Базовые понятия об электрике и электронике. Умение понять схему, хотя бы приблизительно, работать с мультиметром. Отличать ток от напряжения)
- Работа с парусами и настройка такелажа, на что обращать внимание, чтобы не испортить паруса или не уронить мачту.
- - Обслуживание и диагностика двигателя и трансмиссии.
- - Английский язык, а еще лучше испанский и французский
- - Устройство Всех систем своей яхты. Перечислять все смысла нет. Важно знать сколько и каких отверстий технологических в корпусе: кингстоны, врезка приборов. Каждое такое отверстие ниже ватерлинии это прекрасный шанс уровнять уровень воды внутри и снаружи.
- - Работа с инструментами, правила работы с крепежом (как не сорвать резьбу, моменты затяжек, контрагайки и шайбы, какой фиксатор- локтайт резьбы использовать, мечики-лерки, как откручивать и высверливать...
- - Ныряние на случай запутывания в сетях.
- - Метеорология. Не просто умение посмотреть цветную анимированную картинку со стрелочками в приложении, а базовые знания о циклонах-антициклонах, пассатах, фронтах, шквалах, бризах, катабатических ветрах и т.п.
- - Первая медицинская помощь, а лучше и вторая (например, уметь зашивать простые раны и фиксировать переломы)
- - Рыбалка и знания о рыбах. А то может быть как пару лет назад на Карибах. На лодке двое и оба трупы. Поели рыбки с сигуатерой.
- - Действия в экстремальных ситуациях. Активация средств спасения, плот, пиротехника, огнетушители, отключение массы электросети, человек за бортом и т.п.
- - Радиосвязь, правила радиообмена.
- - Последнее и главное. Где достать денег?)) Тут я без комментариев обойдусь. Хотя нет, один уважаемый товарищ, имеющий за плечами одну кругосветку, при конструировании своей новой лодки сделал большую кают-компанию с полом-трансформером, позволяющим использовать это пространство как мастерскую по ремонту парусов. Такая услуга востребована везде и всегда.
Сейчас работают руками те, кто на производстве (не обязательно это прямо конвейер, как на заводе). За рамками этой деятельности они, как правило, ничего не могут. Поскольку я давно в технических видах спорта, то с печалью могу констатировать – талантливых, да даже просто хороших механиков, в возрасте меньше 40 лет сейчас днем с огнем не найти. А другие... Дайте этим обезьянам с инструментами вашу технику и потом разгребайте плоды их жизнедеятельности.
Уф, перечитала и задумалась. Прямо супермен какой-то получился.
Не надо приводить примеры тех, кто вышел в море с нулевым запасом знаний и благополучно вернулся. Я знаю про таких, а также знаю про тех, кто пропал или попал. Удача, конечно любит смелых, но не просто смелых, а еще и умных.
Может чего упустила, дополните список, пожалуйста.
А вот мне и дополнили комментариями в Фейсбуке:
- А ещё надо быть юристом, а так же знать визовые законы стран половины земного шара Фармацевтом. Уметь дать отпор пиратам. Этнографом и антропологом. Психиатром и психологом. Владеть чёрной и белой магией, хотя бы на начальном уровне...
- Электрики разные бывают. Как-то сдох ветроуказатель. В Сан Ремо пришёл электрик, подёргал разъёмы под мачтой, сказал, что проблема наверху. Мы ему выкатили беседку с страховкой и двух гераклов для телепортации. А он заявил, что у него нет допуска для работы на высоте, дал телефон другого сервисмэна с допуском и ушёл, забрав 50 евро.
- Женя, для большинства, это упоминающих, кругосветка, это призрак, мечта - совсем не планы. Да, в России сейчас бум яхтинга, но это просто результат "расширения в пустоту". 30 лет назад это было занятие людей, фанатично преодолевавших припоны "низзя". Сейчас "яхтинг - это очень просто!". 30 лет назад люди все понимали, о чем тут говорится, но у них почти ничего не было. И возможность выполнить - только с упорством Гвоздева. Сейчас многое можно купить, и это снимает ответственность - подумаешь, и я смогу! ...
Жизнь, как и море - не такая сложная штука; она гораздо сложнее! - Лаки-краски-шпатлевки-шлифмашинки? Щетки-лебедки-электромоторчики? Такелажные работы. И якоря и якорные стоянки - не все в маринах стоять.
- ... Все очень точно и все очень по делу написано. Просматривая,как-то яхты на продажу, из сотни объявлений только пара из них содержала фото и информацию о наличии на яхте мастерских, укомплектованных инструментом и различными запасными деталями. А все почему, да потому что тем же 98% потенциальных покупателей это не интересно, им важнее лоск и блеск корпуса, они считают яхтинг гламуром под вечное звучание чилаута.
Всякие остальные мои опусы, рассказы и видео можно посмотреть тут (нажать). Заодно можно подписаться