Необходимым условием политической катастрофы являете фрагментация общества, которое распадается на отдельные сегменты социальной жизни и по вертикали, и по горизонтали. Распад общества по горизонтали обозначает распад единства элит на различные группировки. Его дезинтеграция по вертикали предполагает отчуждение и обособление элит от починенных слоев и классов. Так же она проявляется в разрушении единого социального поля на ряд этнокультурных и территориальных фрагментов. Все это приводит к расколу в обществе и создает благоприятный фон для поляризации политических сил.
Это процесс характеризуется специфическими изменениями и в культуре, и в других видах массового сознания. В такой период нарушается культурная преемственность, растет количество маргинальных субкультур и их влияние увеличивается. В частности, возникают новые направления в искусстве, которые весьма агрессивно отрицают предыдущие культурные образцы. Разрушаются нормы и стереотипы поведения, которые соответствуют существующим статусам и ролям. Современниками такой процесс воспринимается как «разложение моральных основ общества», его распад и «гниение».
В этой ситуации часть общества и элит начинает стремиться к получению различных видов удовольствий, которыми необходимо обладать «здесь и сейчас», а еще лучше «вчера». Другая часть социума начинает уходить в религию, активно исповедовать различные традиционные и нетрадиционные религиозные, мистические и псевдорелигиозные культы, а также придерживаться маргинальных идеологий. Все эти процессы активно изменяют систему взглядов на существующие образцы приемлемого и одобряемого поведения. Декаданс в искусстве является одним из наиболее очевидных маркеров разложение моральных норм и отрицания ценностных ориентиров общества. Распад единого культурного поля, в свою очередь, ускоряет процессы дальнейшего разрушения элит и увеличивает социальную дистанцию между ними и массовыми слоями населения.
В таких условиях и отдельные люди, и общество в целом теряют смысл существования и цели в жизни. В эти периоды становятся массовыми предвидения «конца света», эсхатологические перспективы и навязчивые ожидания катастрофы. В конечном счете, наступает «конец света», который проявляется в виде масштабной политической катастрофы, в которой общество разрушается, и исчезает вся его система статусов и ролей. Собственно говоря, к типичному «концу света», описанного в Библии, приводят не природные катастрофы, а социальные потрясения.
В политической сфере одним из проявления такого кризиса является распад национальной идеологии, которая является системой представлений о путях развития общества, смысле его существования и целей его развития. Это приводит к тому, что массовые слои населения перестают воспринимать ту идеологию, которая транслируется элитами на нижние страты социума. Это наиболее ярко было заметно при распаде Российской империи, а затем и Советского Союза.
Распад идеологии приводит к разрушению чувства единства у человека с тем государством, гражданином которого он является. Все это усиливает дальнейшее разложение общества.
Таким образом, фрагментация элит и общества, которая имеет определённые маркеры и индикаторы, создает благоприятный социальный фон для возникновения политической катастрофы.
А. Л. Сафонов, докт. философ. наук, канд. техн. наук, доц., проф. МГОУ
А. Д. Орлов, канд. техн. наук
Начало: статья "Социальная философия в "эпоху перемен" .
Предыдущая статья: ""Кризис целеполагания" элит и политическая катастрофа"
Продолжение: статья "Расслоение общества и политическая катастрофа".
Публикация является популярной версией нашей статьи «Социальные маркеры политических катастроф».
Вы можете ознакомиться с другими нашими трудами:
" Новая социальная теория и принципы ее построения (глобализация и основные механизмы развития общества) " и " Этнос и глобализация (этнокультурные механизмы развития современных наций) ".