Что такое сок? Вопрос на первый взгляд довольно глупый. Ведь всем известно, что сок – это жидкий пищевой продукт, вкусная (или не очень) суспензия, получаемая путём отжима из съедобных плодов овощных или фруктовых культур (желательно спелых). А иногда даже из деревьев и трав. Есть, конечно, ещё желудочный, то есть «человеческий» сок. Однако, в большинстве своём, люди как-то не особо настроены на то, что бы их выжимали. Поэтому данный вид сока оставим за бортом нашего сегодняшнего повествования.
То есть, в теории всё довольно просто – выжимая что-то съедобное и питательное, мы получаем это съедобное и питательное уже в виде сока. Получаем (на производстве), покупаем (в магазине) и с удовольствием пьём. Или пьём, но не мы. Или пьём мы, но без удовольствия. А почему? А потому, что большинство из того, что мы (жители средней полосы России и не только) пьём под видом соков, купленных в магазинах, соками на 100% не являются. А являются сокосодержащими продуктами – нектарами, напитками, соковыми коктейлями, морсами и тд. И происходит это всё по трём простым причинам. Во-первых, потому, что далеко не все соки захочется пить в их первоначалоьном виде (слишком кислые, слишком нейтральные, слишком густые) и их надо дорабатывать (купажировать, подслащивать, разбавлять) до удобоваримого состояния. Во-вторых, потому, что свежевыжатые соки, те самые 100% соки о которых мы говорим в теории, обладают минимальными сроками хранения (до 4 часов). И все витамины и минералы, находящиеся в этих соках исчезают тем быстрее, чем дальше вы, скажем так, относите стакан от соковыжималки. А летать за утренним манговым фрешем в Тай получается далеко не у всех. Ну, и, в-третьих, потому, что дёшевое сырьё для производства соков, яблоки с паршой или побитый морозом виноград всё равно будут дороже простой водопроводной воды. С помощью которой легко можно увеличить объём производимой продукции и удешевить стоимость любого готового сокосодержащего напитка.
Впрочем, ничего криминального в этом нет. Это нормальная производственная технология. Работающая на то, что бы каждый, притом, здесь и сейчас, мог получить свой персональный стакан фруктовой или овощной вкусноты за чуть большие (соки прямого отжима, восстановленные соки) или чуть меньшие (нектары, напитки) деньги. А производитель, создавший данный продукт - прибыль от реализованного жидкого товара. Надо просто осознавать – что вы покупаете и пьёте. И тогда горечь разочарования от того, что вам хотелось прямо сок-сок, а вы получили некую сладенькую жижу будет гораздо менее частой и болезненной. Ибо, знание, как известно – сила. А порою, ещё и здоровье.
Так вот, для сохранения своего здоровья и денег (что дня некоторых иногда даже важнее) надо чётко знать классификацию и не очень сложную структуру мировой соковой продукции. Которая делится на основании наличия взвешенных частиц (микро кусочков фруктов и овощей) в соке или в нектаре на продукты с мякотью, естественно мутные и прозрачные (осветлённые) продукты. И на основании особенностей способов производства и обработки плодов, на соки (прямого отжима, стерилизованные, концентрированные, сухие и восстановленные), нектары и сокосодержащие напитки.
Соки и нектары с мякотью, мутные или прозрачные соки, как понятно из их обозначений, различаются друг от друга по количеству плотных вкраплений в жидкости, так сказать по количеству нормально допустимой «мутности» в их составе. Например, как ни старайся, сделать кристального чистого, как слеза ребёнка, сока из персиков, абрикосов, сливы или манго не получится. Так как сок из этих фруктов представляет собой, по сути, разбавленную кашицу из плодов. И такой сок будет всегда исключительно с мякотью, большей или меньшей степени концентрации. Как, например, и нектар из бананов. Ведь свежевыжатый «сок» бананов - это волокнистое пюре. Которое можно есть, но никак не пить. И дабы его перевести в жидкое состояние, данную «мякоть» надо не только ещё больше измельчить, но и хорошенько разбавить водой. Иначе сей «жидкостью» подавиться можно.
Если же фруктовый или овощной сок сам по себе довольно жидкий, но опять-таки имеет небольшие вкрапления твёрдых частиц (яблочные соки из мягких сортов), то это уже сок естественно мутный. Такие соки могут расслаиваться при хранении и выпадать по слоям в осадок. Вспомните, например, деревенские и ли дачные подвалы с рядами трёхлитровых банок с домашним яблочным соком. В этих закатках мощный слой мякоти у дна всегда был признаком натуральности и качества. Прозрачные же или искусственно осветлённые соки – это уже соки тех плодов (или даже деревьев – берёзы), у которых сок и мякоть не слишком «привязаны» друг к другу и легко обходятся без взаимного «проникновении». В общем, разделение по плотности – это довольно просто.
Немного (совсем чуть-чуть) сложнее с разделением по технологии производства. Соки прямого отжима, как уже обсуждалось ранее – это, так сказать, элита соковой продукции. Короли стаканов и пляжных баров в любом более-менее нормальном отеле или ресторане. Да, даже на кухне это тоже короли. И вдвойне… в утренней постели (не подумайте плохого). В виде холодного фреша из апельсинов или ананаса в дополнении ко вкусному и насыщенного любовью завтраку. Однако, сроки хранения, дороговизна исходного материала (попробуйте найти недорогое, но спелое манго в ближайшем магазине) и, как бы это банально не звучало, лень человеческая (фрукты или овощи надо мыть, резать, давить) делают соки прямого отжима не самым популярным соковым продуктом.
В отличие от восстановленных соков и нектаров. Коих в наших магазинах (и не только) реально навалом. Ибо эти соки и нектары самый удобный вид продукта как для производителя, так и, как бы это странно ни звучало, для покупателя. Производитель может изготавливать свою продукцию в любом месте без привязки к ближайшей плантации винограда или яблочному саду (нужны лишь бочки с соковым концентратом или сухим соком (ещё два вида сока) или пюре и доступ к воде). А покупатель приобретать соки и нектары по адекватным ценам, не переплачивая за дорогую доставку из-за границы или более плодородных регионов своей же страны. Да что тут говорить, при наличии хорошего концетрата (например, томатной пасты) «производителем» сока (помните как в детстве «помидорный сок» бодяжили) может стать абсолютно любой. Теоретически, восстановленный сок – это нормальный 100% сок, в котором ранее удалённая влага замещается тем же количеством жидкости при производстве. Однако, как показывает практика, некоторые сокоизготовители жидкости (то есть воды) не жалеют от слова совсем. Превращая соки даже не в нектары (от 20 до 50% сока), а в некую чуть ароматную водичку с привкусом сока. Кстати, такая ароматная водичка называется сокосодержащий напиток. Но, даже в нём согласно техническому регламенту РФ должно быть не менее 10% сока. Чего, увы, вы никогда не проверите ни при покупке, ни даже при употреблении. Если только ваши вкусовые сосочки на языке не имеют бонусной функции определения точного состава продукта. Но об этом, о количестве содержания сока в напитке, производитель обязан заявить на упаковке. Как и том, подслащивался ли сок или нектар дополнительно сахаром или сахарозаменителем или были использованы натуральные компоненты сырья. Может, показаться ненормальным сыпать в сладкий сок сахар. Но это не возбраняется законами и даже может быть оправдано в ряде случае. Например, когда сырьё для сока изначально не имеет большой сладости, как у тыквы или свеклы. Хотя, чаще всего подслащивают (причём не сахаром, а его заменителем) сильно разбавленный концентрат.
Поэтому, если вы не хотите нечаянно попасть на подсластители, красители и ароматизаторы (а их тоже добавляют в некоторые напитки на основе соков, и да, это тоже законно), или не доверяете той влаге, что была добавлена в сок экзотической маракуйи на неком подмосковном заводе, то выбирайте стерилизованные соки. Это те же соки прямого отжима, но термически обработанные (при температуре 120 – 140°С) и герметически упакованные, дабы в них не попал воздух. Да, такие соки потеряют определённую долю витаминов и иных веществ, присущих соком прямого отжима (говорить об их 100% полезности и эффективности уже не приходится), зато такие соки можно хранить до года и они максимально (по вкусу, запаху, концентрации и составу) приближены к натуральному продукту из соковыжималки. Но… и стоят такие стерилизованные соки почти так же (а порою даже и дороже), чем натуральные фреши.
Так что, завершая данное повествование, хочется вспомнить одного украинского политика и, перефразировав его известный перл, резюмировать: Сегодня настоящие соки могут попробовать далеко не все. Вернее, попробовать могут не только лишь все. Мало кто может это делать.
Во времена, когда сок может быть уже не соком, знайте что пьёте и пейте что знаете.
Соки и воды.