В детстве, копаясь у отца в гараже находил много таких деталей, но не мог понять для чего эта "клизма" (на фото)нужна !?
Дело в том, что на первых Жигулях любые технические решения поначалу казались идеальными — и даже отсутствие электрического насоса стеклоомывателя никого не смущало. До 1980г. на автомобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 применялись ручные насосы омывателя, а на ВАЗ-21011 — ножные. С 1980года на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 ручной насос заменили ножным
Итальянцы не могли сделать плохо, а потому мягкая кнопка-диафрагма в левой части передней панели выглядела вполне уместной. Для подачи жидкости на ветровое стекло следовало несколько раз нажать и отпустить эту кнопку. Всякий раз жидкость сначала поступала через выходной клапан к жиклерам-форсункам, а затем, при возврате диафрагмы в прежнее состояние, жидкость засасывалась в полость через другой клапан.
А сама схема выглядела так:
При этом никакого бачка в нынешнем понимании этого слова на Жигулях вообще не было: вместо него на левом брызговике подкапотного пространства размещалось некое подобие медицинской грелки. На схеме он находится под цифрой 4 , а вот так на авто:
Был единственный минус для того времени, в виду отсутствия зимних омываек давал о себе знать: в мороз палец или нога водителя неожиданно натыкалась на твердое препятствие — замерзшую жидкость.
Но на ВАЗ-21011 стали устанавливать насос с электроприводом. Такой же насос устанавливается и на автомобилях ВАЗ-21013. Бачок омывателя должен быть достаточно большим, чтобы обеспечить многоразовое пользование омывателем. На автомобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 первоначально устанавливали бачки вместимостью 0.75 л, а затем он был заменен бачком вместимостью 1 л. Такой же бачок устанавливался до 1980г. и на автомобили ВАЗ-21011. Этот бачок изготавливался из полупрозрачной поливинилхлоридной пленки и имеет пластмассовую горловину, которая закрыта алюминиевой крышкой. Сквозь крышку пропущена трубка подачи жидкости с сетчатым фильтром на конце. Бачок крепится на двух крючках к брызговику левого переднего колеса. На автомобили ВАЗ-21013, а с 1980г. и на ВАЗ-21011 устанавливают двухлитровый бачок. Бачок имеет две горловины. Одна из них заливная, а на другой установлена крышка с электродвигателем и насосом.