Найти тему
Клуб "22 век"

«Бамбарбия! Киргуду!», или Теория советских комедий 60-х

Фраза: «кино сейчас уже не то» – существует столько же лет, сколько кино существует в принципе. А две самые распространенные претензии, которые любят предъявлять не очень проницательные зрители, это: «в жизни же все было не так…» и «в жизни же так не бывает». В то время как у кино своя реальность, и язык повествования говорит гораздо больше, чем само повествование.

Например, персонаж, снятый с нижнего ракурса, при определенном освещении, создает образ властолюбивого агрессора, смотрящего на всех свысока. Потому, кстати, именно так снимали портреты всех диктаторов. И наоборот, если персонаж снят с верхнего ракурса, то так подчеркивается уязвимость его положения. Ну, а если в кадре завалить горизонт, то это усилит смятение и страх персонажа. Помимо ракурсов, для смысловой окраски применяют и освещение, и цвета, и фокус, и монтаж. Основной месседж несут именно художественные инструменты, а сюжет это всего лишь метафора реальности. Это не значит, что кино не затрагивает реальность, оно просто отражает ее по-своему.

Такое скучное вступление, здесь нужно для того, чтобы настроить всех скептиков, циников и ворчунов на нужный мне, манипуляторше, лад. Манипуляциям советую поддаться, так будет веселее.

-2

Просмотр старых фильмов состоит из множества наслоений. Это такое зрелище в квадрате: помимо сюжета можно поразглядывать предметы быта и интерьера, рассмотреть, как тогда снимали, вспомнить впечатления от первого просмотра, узнать многое о той эпохе: по историческим искажениям, по стилю пропаганды, по тому, что скрыли из кадра, по притянутым за уши сценам и расставленным акцентам….

Для того чтобы уловить общие черты и структуру советских комедий, я за 3 недели пересмотрела около 40 фильмов: и те, что знаю наизусть, и те, что раньше не видела. Еще чуть-чуть, и я бы начала говорить с МХАТовскими интонациями советских актеров и лепить мужчинам пощечины. Кстати, любопытно – сотню раз видела это в старых фильмах и до сих пор не знаю, это гиперболизированная театральность со смачным звуковым эффектом или так действительно можно было?

А еще я собрала около 500 редких фотографий 60-х и конца 50-х годов. Самые живые из них я добавила в конце , к кино они не имеют никакого отношения – это мое, исключительно импульсивное действие, лишенное логики и аргументов. Я веду не к тому, чтобы вы обратили внимание на все мои усилия, а к тому, чтобы оценили, насколько этот экскурс оказался увлекательным.

Для остального мира русское кино это, в первую очередь, Эйзенштейн , Тарковский , Вертов . О советских комедиях курсовых не пишут – не солидно. Выросшее на них поколение к ним необъективно, новое их не смотрит, и исследований на эту тему не так уж много. А передачи в духе «Тайны нашего кино» не очень содержательны; в основном, там рассказывают байки со съемок, сплетни об актерах и вечное нытье про то, как фильм «поначалу вообще положили на полку». Поэтому все квинтэссенции я извлекала сама, опираясь на жиденькие академические статьи не самых интересных исследователей.

В 60-е годы, наконец-то, появляется официальный союз кинематографистов СССР (1965), возникает писательская интеллектуальная среда для кино и появляется кинокритика. Как и в Европе, происходит смена поколений. Это время смелых и дерзких режиссеров – «детей войны», со своими травмами и усталостью от заржавевших правил кинопроизводства. Правда, в советском кино градус дерзости был значительно сдержаннее – дерзить приходилось тоньше и изящнее. Это и стало ключевым принципом, сформировавшим уникальный советский стиль юмора, который действовал и на проницательных зрителей, и на заскорузлых секретарей обкомов – одновременно, но все же по-разному.

Если позднесталинский кинематограф был до отвращения академичным и исключал любое проявление индивидуального стиля, то теперь авторы становятся свободнее. К тому же техника кино обогащается за счет распространения таких приемов, как ручная и субъективная камеры, ракурсная съемка, внутренний монолог, двойная экспозиция, рваный монтаж и так далее.

-3

Архаичные принципы экстремального труда с общинными приоритетами начинают подвергать сомнению. В тренде – принципиальная неофициальность как основной мотив всех комедий того периода. А самоирония становится единственным способом справиться с давлением идеологизированной культуры, общественное преподносится сквозь личное и комическое.

Проблема секса, которого «нет» в советском кино, это, конечно, не боязнь обнаженки, а скорее идеологический код: когда человек занимается сексом, он становится самим собой. Показывать на экране то, что человек индивидуален и у него свои отношения с миром, и эти отношения интимные – это значит перечеркнуть всю советскость кино с его агрессивным, общественно-социальным пафосом.

Феминизм в советском кино уникален для своего времени и, к стыду всех современных российских фем-движений, совершенно не изучен. Потому в России так туго с принятием феминизма в принципе, (там мало кто вообще знает его значение). И вместо того, чтобы анализировать свой исторический контекст, в котором столько сложного и неоднозначного, они возятся с феминитивами, против которых я ничего не имею. Но просто не это главное.

***

Продолжение статьи читайте здесь: https://22century.club/4717

Беата Юсупова

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Подписывайтесь на Telegram-канал клуба «22 век» и будьте в курсе актуальных социальных тенденций и прогнозов о будущем.