332-я Ивановская стрелковая дивизия им. М.В. Фрунзе, пехота и танки которой прошли по Красной площади 7 ноября 1941 года, в составе 4-й ударной армии в январе 1942 года приняла участие в Торопецко-Холмской наступательной операции.
И это стало только одним из эпизодов общего наступления Красной армии зимы 1941-1942 годов, начавшегося 6 декабря, наступления подготовленного и спланированного Генеральным штабом РККА под руководством маршала Б.М. Шапошникова.
Из донесений своей разведки немцы конечно же знали о концентрации наших войск к югу и к северу от Москвы, но недооценили численность наших войск и масштабы готовящегося контрудара...
Даже 4 декабря, получив данные разведки, штаб группы армий "Центр" делает вывод: "боевые возможности противника не так велики, чтобы он мог... начать в настоящее время большое контрнаступление."
Военные хорошо знают, что признаком грядущего поражения, как правило, является неверная оценка планов противника.
И мы теперь знаем, что в реальности так и произошло...
Первыми из наших частей естественно перешли в атаку армии Западного фронта (командующий Г.К. Жуков), действовавшие против наиболее продвинувшихся к Москве немецких группировок.
Это были свежие 1-я ударная и 20-я армии, оборонявшие у Красной Поляны участок между 16-й армией К.К. Рокоссовского и 30-й армией Д.Д. Лелюшенко.
Основной удар на запад, в направлении г. Клин, против дивизий 3-й и 4-й танковых групп немцев наносила 1-я ударная армия. Навстречу ей с севера двигались войска 30-й армии. К 19 декабря наши части оттеснили немцев за Октябрьскую железную дорогу и заняли города Солнечногорск, Клин и Волоколамск.
К концу декабря немцы здесь отвели свои войска на рубеж рек Лама и Руза. По приказу нового командующего группы армий "Центр" Г. фон Клюге было начато создание линии обороны вокруг Ржева (линии "Кенигсберг").
Одновременно началось наше наступление против "мешка" восточнее Тулы, в котором оказалась 2-я танковая группа Гейнца Гудериана. Главный удар в направлении Рязань - - Михайлов - Сталиногорск, Богородицк наносила еще одна свежая армия, выдвинутая из резерва Ставки - 10-я армия Ф.И. Голикова.
С севера ее наступление поддерживали 1-й гвардейский кавалерийский корпус П.А. Белова и ранее отстоявшая Тулу 50-я армия И. В. Болдина.
Быстро продвигаясь и оттесняя немецкие части, кавалеристы П.А. Белова и 10-я армия заняли Сталиногорск и к 16 декабря вышли к шоссе и железной дороге Тула-Орел.
К сожалению 50-я армия, ослабленная предыдущими боями отбила Щекино, когда уже основная масса немецких войск успела выйти из опасного для них позиционного "мешка".
В обоих случаях, и под Клином и под Тулой, немцев не удалось окружить из-за отсутствия в Красной армии танковых и моторизованных дивизий, роль которых под Москвой вынужденно играли кавалерийские дивизии и корпуса, которые конечно же по ударной мощи не могли сравниться с первыми..
Не имея готовых резервов, созданием которых немцы не озаботились осенью, их командиры вынуждены были бросать в бой пополнения из тыловиков, строительных и железнодорожных рот. Эти неподготовленные солдаты тысячами гибли на передовой.
Новые немецкие дивизии стали поступать на фронт только в конце зимы - начале весны 1942 года.
В своих приказах позже снятый со своего поста командующий немецкой группой армий "Центр" Федор фон Бок призывал держаться на занятых рубежах, запрещал отводить назад подразделения уровня дивизии и выше без своего личного распоряжения.
При этом нельзя сказать, что наше наступление проходило совсем без трудностей. Обороняться всегда легче чем наступать и там, где немцам удавалось создать оборонительные рубежи, наши дивизии также несли большие потери. Тем более, что по артиллерии немцы по прежнему превосходили наши части.
Несмотря на пасмурную погоду, затруднявшую действия немецкой авиации, зимние условия не всегда работали "в нашу пользу". Глубокий снег затруднял передвижения наступающих частей и частично снижал эффективность артиллерийской подготовки (снег гасил разлет осколков снарядов и мин малых калибров).
И тем не менее наше наступление нарастало как снежный ком...
И главную роль в нем везде играли только что сформированные армии.
Одновременно с Клинско-Солнечногорской и Тульской наступательными операциями Калининским фронтом (командующий И.С. Конев) была проведена, закончившаяся освобождением Калинина (Твери) Калининская наступательная операция, важную роль в которой сыграла недавно сформированная 39-я армия.
В то же время на юге успешно развивалась Елецкая наступательная операция. Севернее и южнее Ельца в составе 3-й и 13-й армий Юго-Западного фронта (командующий С.К. Тимошенко) Б.М. Шапошниковым были созданы две ударные группы - общевойсковая К.С. Москаленко и конно-механизированная Ф.Я. Костенко, в которую вошел 5-й кавалерийский корпус В.Д. Крученкина.
Их ударами по сходящимся направлениям с 6-го по 16-е декабря западнее Ельца была окружена и уничтожена 134-я пехотная дивизия немцев, а два пехотных корпуса фашистской 2-й армии под натиском введенной в бой резервной 61-й армии начали отступление.
Отход немцев от Тулы позволил силами тех же 10-й, 50-й и 49-й (И.Г. Захаркина) армий при поддержке 1 гвардейского кавалерийского корпуса П.А. Белова до конца года провести Калужскую наступательную операцию, в ходе которой удалось освободить Калугу и отбросить немцев за Оку.
В первый раз с немецкими стратегическими резервами наша армии столкнулись только в январе 1942 года, под Сухиничами...
Продолжение следует...
Уважаемые читатели! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!
Вы узнаете еще много интересного...