Найти тему
Дмитрий Гаврилов

Советская авиационная промышленность во время Великой Отечественной войны

Авиационная промышленность СССР со середины 1930-х годов стала крупной отра­слью народного хозяйства и была существенно перест­роена. В 1939 году Советское правительство усиленно приняло все меры по укреплению авиационной промышленности с целью перевода её на серийное производство более совершенной военной техники. В 1939 - 1941 годах были построены, испытаны, приняты на вооружение и запущены в серийное производство новые образцы боевых самолётов: истребители ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, бомбардировщики Пе-2, Пе-8, Ил-4, штурмовик Ил-2.

ЛаГГ-3
ЛаГГ-3
Ил-4
Ил-4

Авиационная промышленность пол­ностью перешла на производство самолётов-монопланов с убирающимися шасси, обтекаемым фюзеляжем, закрытым фонарём. Скорость советских истребителей достигла 600-650 км/ч, скорость бомбардировщиков - 550 км/ч, дальность полёта 3-4 тыс. км, бомбовая нагрузка 3-4 тонн. Число заводов авиационной промышленности по сравнению с 1937 года увеличилось в 1,7 раза. В 1939 - 1940 годах авиационная промышленность СССР производила самолётов боль­ше, чем авиационная промышленность Германии. Однако Германия выпускала самолёты только новых типов, а СССР - боевые машины как новых, так и старых конструкций. Серийное производство новых боевых машин в СССР началось с 1940 года. Всего за 1940 год и 1-е полугодие 1941 года, авиационными заводами СССР выпущено 249 штурмовиков Ил-2, 322 истребителя ЛаГГ-3, 399 Як-1, 111 МиГ-1, 1289 МиГ-3, 459 пикирующих бомбардировщиков Пе-2.

Ил-2
Ил-2
Пе-2
Пе-2

В первые дни войны перед авиационной промышленностью была поставлена задача добиться значительного уве­личения выпуска боевых машин, особенно новых типов. Авиационной промышленности были переданы многие машиностроительные, и станкостроительные заводы, а также предприятия, выпускавшие электротехническое оборудование. Начались строительства новых авиационных заводов. В июле 1941 года, Советский Союз выпустил более 1800 боевых самолётов (вдвое больше среднемесячного выпуска в 1-м полугодии 1941 года), в сентябре— 2329 .

Однако с октябрем 1941 года произошло значительное снижение производства самолётов, вызванное перебазированием большинства авиационных заводов в восточные районы страны (в октябре 1941 года, в стадии перебазирования находилось около 85% производственных мощностей авиапромышленности СССР). Но уже с конца 1941 года, когда эвакуация предприятий в основном заверши­лась, отрасль стала непрерывно наращи­вать выпуск авиатехники. Куйбышевский авиационный завод выпускал штурмовик Ил-2, Горьковский авиационный завод им. С. Орджо­никидзе - истребители Ла-5, Ла-7, Ла-9, Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чка­лова - истребители Як-3, Як-7, Як-9, Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова — бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8, авиационный завод в г. Комсомольск-на-Амуре - дальний бомбардировщик Ил-4.

Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова
Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова

В 1941 - 1943 годах в основном выпускались самолёты Ил-2, Пе-2, Як-1, МнГ-д и ЛаГГ-3. В 1942 в восточных районах страны было произведено 2/3 продукции авиационной промышленности. В 1944 году развернулось массовое производство скорост­ного бомбардировщика Ту-2, приняты на вооружение истребители Ла-7, Як-3, отличавшиеся высокими боевыми каче­ствами.

Бомбардировщик Ту-2
Бомбардировщик Ту-2

За период с начала массового произ­водства до окончания войны выпуск боевых самолётов по маркам характеризуется следующими данными (шт.): Як-1 - 8 721, ЛаГГ-3 - 6528, МиГ-3 - 5753, Пл-2 - 36 163, Пе-2 - 11 427, Ил-4 - 5256, Пе-8 - 79, Ла-5 - 10 000 (вклю­чая модификации), Ла-7 - 5753 (вклю­чая модификации), Як-7 - 6399, Як 9 -16 769, Як-3 - 4848, Ту-2 – 2527. Зна­чительным достижением был выпуск штурмовика Ил-10.

Штурмовик Ил-10
Штурмовик Ил-10

К концу войны средняя мощность авиадвигателей увеличилась по сравнению с 1940 годом примерно в 2 раза, что сыграло решающую роль в повышении скорости и улучшении боевых качеств самоле­тов. Всего в период войны авиационной промышленностью, освоено и запущено в серийное производство 25 типов новых и модернизированных самолётов (истребителей - 10 типов, бомбардировщиков - 8, штурмовиков - 2, транспортных - 4, учебных - 1) и 23 типа авиадвигателей. Новые самолё­ты были просты по конструкции и пост­роены из не дефицитных материалов, что существенно облегчило их серийное производство в условиях военного вре­мени. По простоте и надёжности советские самолёты выгодно отличались от зару­бежных.

Советские самолеты (Ла-5, Ла-7, Як-1, Як-3, Як-9, МиГ-3, Пе-2, Ил-4, Ту-2) имели более качественные характеристики, чем немецкие (Ме-109, ФВ-190, Ю-87, Ю-88. С начала войны до сентября 1945 года, выпуск боевых самолетов составил 112,1 тысяч, а до конца 1945 года выпуск самолетов всех типов – 136,8 тысяч. Полностью оправдала себя советская техническая политика в области авиастроения, предусматривавшая создание лёгких, манев­ренных, хорошо вооруженных истребителей, штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков. К концу войны отдельные типы советских само лётов с поршневыми двигателями (истребители Ла-9 и Як-3) достигли скорости 690—720 км/ч.

Истребитель Ла-9
Истребитель Ла-9

Большой вклад в развитие в годы войны, внесли: нарком авиационной промышленности И. Шахурин, авиаконструкторы М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, Н. Н. Поликарпов, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, конструктора авиадвигателей В. Я. Климов, А. А. Микулин, А. Д. Швецов, конструкторы вооружения В. Д. Веневидов, А. Г. Можеровский, И. И. Торопов; директора предприятий С. И. Агаджанов, В. П. Баландин, А. А. Белянский, М. С. Жезлов, В. Н. Лисицын, М. М. Лукин, А. Т. Третъяков и др.

-10

В годы войны широко развернулось соцсоревнование между рабочими отделениями профессий, брига­дами, цехами, заводами и конструкторскими бюро. Многие тысячи рабочих систематически перевы­полняли нормы выработки. Отдельные предприятия были награждены орденами, коллективы ряда предприятий получили на вечное хранение Переходящие Красные Знамёна. Тысячи работников отрасли были награждены орденами и медалями.