В 2002 году Мохаммед Ульд Слахи присутствовал на свадьбе в качестве гостя в родной Мавритании. На празднование пожаловали военные и полиция. Вежливо спросили где находится двоюродный брат Слахи и когда он видел его в последний раз. Тот испугано улыбнулся и ответил, что понятия не имеет. Полиция так же вежливо попросила Мохаммеда проехать с ними на допрос, поскольку "твой кузен подозревается в вербовке людей, совершивших терракт 11 сентября, и американцы в бешенстве".
Что поделать? Слахи сел в машину, попросил мать оставить ему немного еды и уехал, при этом долго смотря на нее в зеркало заднего вида. Позже он окажется в тюрьме Гуантанамо. Месте, где страшно самому Дьяволу.
Это описание самой первой сцены фильма Кевина Макдональда "Мавританец". Я не стану скрывать – это политическая, местами клишированная картина. Вы видите, как маленький человек борется с жестокостью политической машины. Ну так сколько фильмов про это снято? Вы слышите, как главные герои, хмуря брови, вещают о верховенстве права. Скажите уже что-то новое, или хотя бы разнообразьте лексикон.
Но это не делает картину плохой. Как раз-таки наоборот: под маской обыденности, привычного исхода дела, скрывается честное представление Ужаса в первобытном его воплощении. Людские пороки и слабости, пытки, насилие, неравенство перед законом. Пусть в фильме насилие показано относительно кратким эпизодом, поверьте, оно никогда не сотрется из памяти.
Макдональд, кстати, не встает на сторону героя и не оправдывает его. Даже после окончания фильма и небольшой исторической справки вместо титров так и не ясно, действительно ли Слахи невиновен. В этом даже плюс фильма, потому что он не об этом.
Он о несовершенстве любой (!) политической и юридической системе, о том, что в каждой (!) стране может произойти подобное (при осознании этого и воспоминаниях о былых событиях в странах СНГ меня обаял ужас). А еще он о вере в свою правоту, о смелости открыто противостоять даже самому сильному врагу и не дать сломать себя.
Это фильм о прощении. О том, что даже после многолетних пыток жизнь можно начать сначала, можно снова научиться улыбаться и радоваться каждому мгновению.
Он сел в машину, попросил мать оставить ему немного еды и уехал, при этом долго смотря на нее в зеркало заднего вида...
... Слахи освободится 14 лет и 2 месяца спустя. Он на себе узнает все мыслимые и немыслимые способы добычи информации. Он напишет книгу о своем пребывании в Гуантанамо, большая часть которой будет закрашена черным из соображение конфидециальности и сохранения гос.секрета. Он подарит адвокатам, защищавшим его, красивые украшения. Он споет вам песню.
Но это будет в титрах. А пока Мохаммед садится в машину и начинает свой долгий путь. И я настоятельно рекомендую вам пройти его вместе с ним