Перевели выступление TedTalks на русский язык специально для Вас,
команда Лингвамании - Детского языкового лагеря, Сервиса по контролю и помощи в выполнении домашнего задания, Частной начальной общеобразовательной школы в Москве.
Сима Бансал проложила путь к реформе государственного образования для 15 000 школ в Харьяне (Индия), поставив перед собой амбициозную цель: к 2020 году 80 процентов детей должны иметь уровень знаний в соответствии с их возрастом. Она стремится достичь этой цели с помощью реформ, которые будут можно внедрить в каждой школе без дополнительных ресурсов. Бансал и ее команда добились успеха, используя творческие и простые методы, такие как общение с учителями с помощью групповых SMS-чатов, и это заметно улучшило обучение и вовлеченность в школах Харьяны.
TEDTalks - это ежедневный видеоподкаст с лучшими лекциями и выступлениями на конференции TED, где ведущие мировые мыслители и деятели рассказывают о своей жизни за 18 минут (или меньше). Здесь можно найти доклады о технологиях, развлечениях и дизайне, а также о науке, бизнесе, глобальных проблемах, искусстве и многом другом.
У всех нас есть свои предубеждения. Например, большинство из нас думает, что сложно изменить развалившуюся государственную систему. Размышляя о государственных системах, мы представляем их архаичными, со своими устоями, и что руководство слишком бюрократично для возможных изменений. Сегодня я попробую опровергнуть эту теорию.
Я хочу рассказать историю об очень большой гос. системе, которая не только внедряет реформы, но и демонстрирует впечатляющие достижения за менее чем три года. Вот так выглядит классный кабинет в государственной школе в Индии. Подобных классов насчитывается 1 миллион по всей Индии. И даже для меня, прожившей в Индии всю свою жизнь, и учившейся в подобной школе, это душераздирающая картина. В возрасте 11 лет 50% детей уже настолько отстают от школьной программы, что у них нет шансов нагнать материал. В 11 лет они не могут выполнить сложение в математике, и составить грамматически правильное предложение. Это то, что в нашем с вами представление должен уметь ребенок 8 лет. По достижению 13-14 лет, как правило, этих детей исключают из школы. Государственные школы Индии предоставляют не только бесплатное образование, но и учебники, практические тетради, бесплатное питание. Иногда даже выплачивают стипендии. Несмотря на всё это, около 40% родителей в Индии выбирают перевести ребенка в частную школу и оплачивать ее. Для сравнения, в самой богатой стране США, таких семей всего 10%. Это явный показатель того, насколько ослабленной есть государственная система образования в Индии.
Так продолжалось до лета 2013 года, пока однажды мне не позвонила замечательная женщина Сурина Раджан. В то время она была главой Департамента школьного образования в штате Харьяна в Индии. Она сказала нам: “Я руковожу этим отделом уже 2 года,я испробовала множество способов и ничего не сработало. Сможете помочь?” Опишу как выглядит штат Харьяна. Население Харьяны 30 миллионов человек. Всего там 15000 государственных школ,и более 2 миллионов учеников. Грубо говоря,в телефонном режиме, я согласилась помочь изменить штат и систему, которая по масштабам сравнима с Перу и Канадой.
На старте проекта меня беспокоили две вещи. Во-первых, никогда в жизни я не делала ничего подобного. Во-вторых факт того, что многие попытки других оказались безуспешными. Я и мои коллеги пытались найти по всей стране и по всему мира пример, который возможно применить в Харьяне. Мы знали, что нужно создать свое решение. Как только мы начали углубляться в эту тему, стали появляться разнообразные идеи. Люди предлагали: ”Нужно изменить принцип поиска учителей”, "Нужно нанимать новых директоров и обучать их в международных поездках”, “Нужно внедрить новые технологии в классные комнаты”. К концу недели мы собрали около 50 идей, абсолютно все превосходные и правильные. Но невозможно внедрить все 50 идей. Поэтому я сказала: “Давайте прервемся! Для начала решим, каких результатов мы хотим достичь?” После множества споров и обсуждений, мы сформулировали стоящую перед Харьяной задачу: К 2020 году 80% детей должны иметь уровень знаний в соответствии с возрастом. Не так важно какая цель, важно насколько она конкретна. Таким образом мы проанализировали все идеи в соответствии к нашей цели. Если идея приближает нас к цели, мы оставляли ее. Если мы не уверены, то мы откладывали эту идею в сторону. Всё просто: конкретно поставленная цель помогла нам действовать четко и сосредоточенно на пути к переменам. Сейчас, оглядываясь назад на два с половиной года, это действительно имело позитивное влияние.
Когда мы определи цель, нужно было понять причины, которые привели к упадку системы. Перед тем, как мы посетили школы, многие говорили: “Качество образования низкое, так как учителя ленивы, и они не приходят в школу”. Либо что учителя не компетентны и не знают как научить. Придя в школу, мы увидели совершенно другую картинку. Большинство учителей проводили большую часть времени в школах. Пообщавшись с ними, мы поняли, что они способны отлично преподавать в начальных классах. Но, они не преподавали. Я посетила одну школу, в которой учителя сами обустраивали классные комнаты и мыли туалеты. Во второй школе я увидела двух учителей, которые пошли в соседнее отделение банка, чтобы внести стипендии на счета детей. В обед большинство учителей тратит время на приготовление пищи и накрытие столов. Мы спросили учителей: “Так что же происходит? Почему не удается преподавать?”. Они ответили: “Мы исполняем то, что от нас требуют”. Когда к нам приходит проверяющий, он в первую очередь проверяет чистоту туалетов, накрыты ли обеденные столы. Когда управляющий присутствует на совещании, это именно те темы, которые там обсуждают.
Такая ситуация сложилась, так как на протяжении последних десятилетий Индия борется с проблемой доступности, достаточного количества школ, а также посещаемостью, привлечением детей в школы. Государство внедрило ряд программ, чтобы решить эти проблемы. Учителя невольно стали исполнителями этих программ. Об этом не говорят открыто, но все это понимают. Поэтому на тот момент, не требовалось переобучать учителей либо контролировать их посещаемость. Нужно было показать им, что самое важное это вернуться в классы и обучать. Их нужно контролировать, оценивать и поощрять, основываясь на качестве преподавания, а не других их функций. Когда мы увидели всю систему образования, когда погрузились в нее глубоко, мы нашли несколько определяющих причин, формирующих поведение людей в системе. И тогда мы поняли, пока мы не изменим эти определяющие причины, мы не сможем изменить и другие. Мы могли обучать учителей, внедрять технологии, но все это бы не изменит систему. Таким образом, решение этих основных неочевидных вопросов, стало ключевым звеном нашей программы.
И вот, у нас определена цель и проблемы, и теперь время найти решение. Очевидно, мы не собирались “изобретать велосипед”, и решили осмотреться вокруг в поисках решения. И мы обнаружили маленькие тестовые эксперименты, проводившиеся по всей стране и по миру. Эти небольшие проекты осуществлялись с помощью НПО и фондов. Самое интересное, что большинство из них не применялись широко. Их применение ограничивали в 50, 100 или 500 школах. Мы же искали решение для 15000 школ. Мы задумались, почему эти проекты функционируют, но не применяются широко? Вот что происходит. Когда НПО вступает в работу, они привносят не только опыт, но и дополнительные ресурсы. Как например деньги, специалистов, технологии. Поэтому в 50 или 100 школах, где они работают, изменения были бы невозможны без дополнительных ресурсов.
Представим как начальник НПО идет к руководителю департамента школьного образования, и говорит: “А теперь давайте воплотим это для 15000 школ!”. Где руководитель найдет достаточно денег для 15000 школ? У них нет дополнительных денег и ресурсов. Следовательно, инновации не распространяются широкого. Поэтому на ранних стадиях нашего проекта мы обозначили, что все наши решения должны быть доступны и применимы для 15000 школ. Таким образом, все должно осуществляться в рамках существующего бюджета и ресурсов, которые предоставляет государство. Легко сказать.
Я думаю, в тот момент моя команда меня возненавидела. Мы провели множество часов в офисе, в кафе, иногда даже в баре. Почесывая затылок мы задавались вопросом: “Когда же придет решение? Когда начнем решать проблему?”. В конце концов, я полагаю мы нашли решения для большинства проблем. Приведу пример: Говоря об эффективном обучении, в основном упоминается практическое обучение. Дети не должны заучивать информацию из книг. Они должны выполнять практические задания, и это более эффективный способ обучения. Это значит, нужно обеспечить учеников базовыми предметами, как например бусы, палочки, счеты и т.д. Но нашего бюджета не хватало для обеспечения 15000 школ и 2 миллионов детей. Нужно было другое решение. Нам не удавалось ничего придумать. Однажды, член моей команды посетил школу и увидел, как один учитель подобрал в саду палки и камни. Он принес их в класс и раздал ученикам. Для нас это стало настоящим прозрением.
Сейчас в Харьяне учебники используют таким образом: для каждой темы есть специальный кармашек, с инструкцией для учителей. Например: Чтобы изучить данную тему, необходимо выполнить следующие задания. Чтобы их выполнить, вы можете использовать подручные предметы из классной комнаты либо сада снаружи, и использовать их в качестве учебного пособия. Мы наблюдаем, как учителя по всей Харьяне, используют инновации для обучения студентов.
Таким образом, всё, что мы создавали, мы могли внедрить во всех 15000 школах с первого дня. Это подводит меня к завершающему пункту. Как внедрить что то в 15000 школ и для 100000 учителей? Департамент использовал интересный метод, который я называю “Цепь надежды”. В управлении пишут письмо, и отправляют его на следующие уровни- в районные отделения. Полагая, что в районном отделении сотрудник получит и откроет письмо, прочитает его, и пошлет на следующий уровень- в местные отделения. Есть вероятность, что в местном отделении кто-то откроет и прочитает это письмо, и перешлёт его 15000 директоров. И тогда есть надежда, что директора прочтут и поймут эти письма, и начнут воплощать их в жизнь. Это кажется нелепым. Мы полагали, что новые технологии станут решением. Хотя в большинстве школ нет компьютеров и электронной почты. Тем не менее, у преподавателей были смартфоны. Они постоянно отправляют смс, заходят в Facebook и WhatsАрр. Сейчас в Харьяне всё происходит так: все директора и учителя распределены на сотни групп WhatsApp. В любое время, когда им нужно поделиться чем-то, они просто добавляют информацию в группы WhatsApp. Информация распространяется со скоростью пожара. Можно сразу проверить кто получил информацию, кто её прочитал. Учителя могут сразу же задать уточняющие вопросы. Самое интересное, что помимо управления, отвечать на вопросы могут учителя с другой части штата. Люди ведут себя как группа экспертов, и проблемы решаются. Если посетить школу в Харьяне сегодня, она будет выглядеть по- другому. Учителя вернулись обратно в классы. Теперь они преподают. Часто используют инновационные технологии. Когда проверяющий заходит в класс, он обращает внимание не только на чистоту туалетов, но и на качество преподавания.
Раз в квартал, у всех учеников штата, проверяют успеваемость. Школы, в которых хорошие результаты, получают вознаграждение. В школах, где не всё так хорошо, проводятся серьезные беседы. Конечно, они также получают дополнительную поддержку, чтобы улучшить результаты в дальнейшем. В сфере образования довольно сложно увидеть быстрые результаты. Когда люди говорят о системных, широкомасштабных изменениях, они подразумевают период 7-10 лет. В Харьяне всё иначе. За последние три года было проведено три независимых исследования, для оценивания успеваемости учащихся. Они показывают фундаментальные и уникальные изменения в Харьяне. Уровень знаний учеников перестал снижаться и стал улучшаться. Харьяна является одним из немногих штатов в стране, где есть улучшения. Это единственный штат, который показывает самые высокие темпы улучшения. Пока это первые результаты, есть куда расти, но это дает нам большие надежды на будущее.
Недавно я посетила школу, и на выходе столкнулась с женщиной по имени Парвати. Она является матерью. Она мне улыбнулась. Я спросила: “Почему вы мне улыбаетесь?”. Она ответила: “Не понимаю, что происходит, но знаю, что мои дети учатся и веселяться. На данный момент я прекращаю поиск частной школы”.
Итак, вернусь к тому, с чего начала. Можно ли изменить государственную систему? Я однозначно верю в это. Если дать правильные рычаги, можно сдвинуть горы. Спасибо.