Мне уже почти 45 лет, и я всегда был и есть противник матерных выражений. Но так получилось, что я сам отчасти невольно стал подвержен этой болезни, и хочу поделиться некоторыми своими выводами о том, почему некоторые люди начинают материться.
Есть такая теория, если не ошибаюсь, академика Геодакяна, о том, что женщины исторически выполняют роль «золотой кладово̇й» семьи, человечества, а мужчины берут на себя роль столкновений с окружающим миром, «ведут разведку боем».
И вот, по этой теории и по нашей жизни мы видим, что женщины, находясь под защитой мужчин, большей частью имеют прекрасные души, собирают в себе всё прекрасное, добытое мужчинами и ими самими, а мужчины большей частью берут на себя столкновения с грубостью жизни, с жестокостью, защищая свою семью, добывая средства к существованию, совершая открытия и так далее. Хотя, конечно, роли иногда могут поменяться, но большей частью дело обстоит так, а не наоборот. И вот мужчины при этом часто сталкиваются с грубыми, жестокими обстоятельствами, делающими их души, а также и их слова более грубыми и жёсткими. Грубая жизнь порождает грубые слова.
Я всегда был противником мата, и у меня в семье никто не матерился. Но потом в течение жизни мне приходилось попадать в тяжёлые переплёты, работать на грубой работе, с матерящимися людьми, и в результате в мою речь проникли некоторые словечки, которые уже сами, против моей воли вылетают в моменты раздражения, в стрессовой ситуации. И ничего с этим уже поделать не могу – надо стараться хотя бы, чтобы это не усугублялось.
Поэтому не всегда надо сильно осуждать матершинников. Иногда надо постараться лучше подумать, что нужно сделать, чтобы жизнь матерящихся людей стала менее грубой и суровой – тогда, может быть, и речь их будет более спокойной, без грязной ругани.
Но если мужчинам приходится сталкиваться с грубостью жизни, то, наверное, надо стараться ограждать от неё своих жён и детей, вообще всех женщин и детей. И не нести в дом, в общественные места эти грязные, разрушительные слова. Если мы защитники, то надо и являться таковыми, стараться соответствовать этому званию, оставляя грубость и жестокость жизни за порогом дома и общества, оставляя их врагам, злодеям и тяжёлым обстоятельствам.
Хорошо ещё сказал апостол Павел:
«Итак, я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчён мною?» (2 Кор. 2: 1 – 2).
И так же можно сказать и о грубости – если мы будем грубы и жёстки с нашими близкими, то кто же нам подарит теплоту, любовь и нежность?
И вообще, грубость грубостью – её трудно миновать - но нужно стараться, чтобы её было в нашей жизни меньше, но больше доброго, светлого и гармоничного. Ведь где доброта, свет и гармония – там и счастье. Хотя и приходится иногда добывать их в бою, в ситуациях недобрых, мрачных и негармоничных.
Как пел Владимир Высоцкий:
…Там чужие слова,
там дурная молва,
Там ненужные встречи случаются,
Там сгорела, пожухла трава,
И следы не читаются
В темноте.
Там и звуки, и краски не те,
Только мне выбирать не приходится.
Очень нужен я там, в темноте…
Ничего! Распогодится!
Чепиков Максим Владимирович
06.03.2021 г.