Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Байден явно берет прежний курс на дипломатическое столкновение с Израилем

Биньямин Нетаньяху и Джо Байден не сходятся во взглядах по целому ряду вопросов, включая самый важный Иран. Израиль и США, похоже, находятся на пути дипломатического столкновения. Иерусалим опасается, что администрация Байдена, в конечном итоге, уступит превосходящим переговорным навыкам Ирана и согласится на «чистое возвращение» к ущербному, с точки зрения Израиля, соглашению СВПД 2015-го года.

Несмотря на свою риторику о том, что в конечном итоге будет достигнута улучшенная ядерная сделка, Вашингтон кажется невероятно наивным. Растратив свои экономические рычаги влияния на Иран, США вряд ли достигнут какого-либо последующего соглашения с Ираном, которое устранит слабые стороны СВПД. США обещали проконсультироваться с Израилем и его арабскими союзниками по этому вопросу, но Израиль не ожидает действительно серьезных и глубоких консультаций. США просто хотят отодвинуть иранскую ядерную проблему на второй план. Это также инстинкт большинства европейских государств, который к тому же усиливает страхи в Израиле.

Поскольку Израиль рассматривает ядерный Иран как экзистенциальную угрозу, он не может принять подход администрации Байдена к этому вопросу. И, поскольку изощренные сторонники жесткой линии в Тегеране вряд ли допустят ошибки, которые сорвут переговоры с администрацией Байдена, Израиль предполагает, что ему придется столкнуться с восстановленным СВПД, несмотря на все свои возражения.

Поэтому следующему израильскому правительству придется сделать трудный выбор. ЦАХАЛ получил приказ обновить планы военных действий против Ирана. США не возражают дипломатически извлечь выгоду из реальной военной угрозы против Ирана, но нападение Израиля до того, как США начнут официальные переговоры или во время дипломатических переговоров, будет оскорблением для администрации Байдена.

Многие в Израиле считают, что дипломатия и экономические санкции исчерпали свою полезность. Тайные действия, хотя и замедляют иранский ядерный проект уже не могут его остановить. Если Израиль будет действовать в соответствии со своими экзистенциальными инстинктами и нанесет удары по ядерным объектам Ирана, он неизбежно столкнется с американской администрацией, которая не разделяет представления Израиля об острой угрозе и свято верит в дипломатию.

Отношение администрации Байдена к Соглашениям Абрахама, достижению администрации Трампа, которое в основном сводится к антииранскому пакту, пока неясно. Будет ли Вашингтон преуменьшать огромное значение Соглашений Абрахама, чтобы угодить Тегерану, или использовать их в качестве рычага давления на Иран и стремиться расширить соглашения, чтобы укрепить Израиль и уменьшить его подозрения?

Иерусалим с трепетом рассматривает возможность того, что администрация Байдена начнет крестовый поход за права человека на Ближнем Востоке. В этой связи его недавние действия и заявления в отношении Саудовской Аравии и Египта вызывают большую озабоченность, особенно с учетом того, что права человека отсутствуют в качестве вопроса в отношениях США с Ираном. Позволить Ирану выиграть войну в Йемене, стране, имеющей большое стратегическое значение, – не самый умный ход. Сделать права человека главным приоритетом на Ближнем Востоке - значит подорвать арабские режимы и ослабить антииранский альянс, что и сделал президент Барак Обама.

Кроме того, возникает вопрос, не будет ли явное желание новой администрации США реинжинирировать западноевропейских союзников за счет ближневосточных друзей Америки? Следует напомнить, что стратегически близорукий ЕС очень заинтересован в возвращении к СВПД и вряд ли является самым дружественным институтом по отношению к Израилю.

Напряженность между Израилем и США может возникнуть из-за связей между Иерусалимом и Москвой. Израиль координирует свою военную деятельность в Сирии с Россией. Эта координация служит жизненно важным интересам национальной безопасности Израиля в борьбе с иранским присутствием вдоль северной границы Израиля и укреплением иранских доверенных лиц в Леванте.

Чтобы подмазать свои отношения с Москвой, Израиль недавно субсидировал передачу российских вакцин Covid-19 сирийскому правительству в обмен на освобождение израильтянки, которая пересекла границу с Сирией. Это, по-видимому, нарушает Закон Цезаря 2019-го года. Израиль также воздержался от действий против России в связи с вторжением последней на Украину. Как на все это отреагирует Вашингтон?

Наконец, можно надеяться, что администрация Байдена не поддастся искушению вмешаться в израильскую политику. Затяжной израильский политический кризис, который может не закончиться после предстоящих мартовских выборов, может быть воспринят некоторыми в США как возможность попытаться избавиться от Биньямина Нетаньяху и назначить более гибкого израильского премьер-министра.

Помните, что предыдущие американские администрации, включая администрацию Обамы, в которой Байден был вице-президентом, вмешивались во внутреннюю политику Израиля. Эти интервенции, как правило, не были успешными, но когда Нетаньяху стал победителем внутренних конкурсов, несмотря на американские предпочтения, отношения стали отравленными.

Израиль – сильная, но маленькая страна. Хорошие отношения с США – это опора их национальной безопасности. С сокращением роли США на Ближнем Востоке Израиль может получить большую свободу действий для реализации региональных интересов. Он бросал вызов американским желаниям в прошлом и может сделать это снова. Однако причина, по которой Израиль не склоняется перед американскими предпочтениями, должна быть очень веской, и время кризисов в двусторонних отношениях должно быть рассмотрено с большой точностью.

EFRAIM INBAR, президент Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS).